Вы молоды и считаете себя умным человеком? Это не защитит от телефонных мошенников
- Звонит милая приятная девушка, представляется сотрудником службы безопасности банка На заднем фоне идут какие-то разговоры, будто это колл-центр. И начинается представление, - с таких слов начинает свой рассказ о мошенниках Василий Гриценко, врио начальника отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделения по делам несовершеннолетних.
С начала 2020 года в Рязанской области открыли 726 дел по факту похищения денег с банковских карт. Люди по-прежнему верят «сотрудникам службы безопасности». Если раньше объектом атаки становились в основном пожилые, то теперь мошенникам верит и молодежь. Мы попросили полицейских Василия Гриценко и Андрея Везовкина, следователя ОМВД по Железнодорожному району, рассказать о новых схемах мошенничества.
Хакерская атака
«Сотрудник службы безопасности» может заявить: на ваш счет идет хакерская атака, деньги нужно срочно перевести в резервное место. Но для этого придется совершить ряд манипуляций. При этом разговор не сразу поворачивает в это русло, мошенники подбираются к цели наводящими вопросами.
- Мне самому лично звонили. Заводят разговор издалека, спрашивают: «Как часто вы пользуетесь картой? Когда в последний раз пользовались? Кому передавали свои реквизиты? Есть ли кодовое слово?». Идет выуживание данных, - отмечает Василий Гриценко.
Такими вопросами мошенники прощупывают почву, смотрят, пойдет жертва на контакт или нет. Еще один способ завоевать доверие – использовать при разговоре личные данные человека, начиная от отчества и заканчивая паспортными данными. Информация собирается с помощью интернета. Множество покупок сейчас совершаются в онлайн-магазинах, и человек при заказе волей-неволей вынужден оставлять информацию о себе, которая в дальнейшем может попасть в руки мошенников. Существуют и злоумышленники в самих банковских учреждениях, которые за вознаграждение «сливают» вашу информацию на сторону.
Роботы
Сейчас мошенники используют в своих схемах роботов. Например, жертве звонит «сотрудник службы безопасности», говорит, что нужно назвать данные карты. И специально предупреждает: «Вы знаете, сейчас мошенников развелось, никому своих личных данных называть нельзя, поэтому я вас переключу на робота, и вы ему все назовете». И люди этому верят – сейчас банки часто использую роботов в рекламе и обслуживании населения. Жертва диктует данные карты, трехзначный код с обратной стороны, и мошенники получают практически неограниченный доступ к счету.
«Вам позвонят из полиции»
Еще одна схема мошенничества – «сотрудник службы безопасности» якобы передает информацию о «похищении денег» полиции, и на телефон жертве поступает звонок с регионального номера местного УМВД. Такую подделку можно осуществить с помощью телефонной полифонии. На самом деле звонок идет совсем с другого номера, но человека настолько убеждают в реальности происходящего, что тот верит серьезному «следователю» с той стороны провода.
Фишинг
Полицейские предупреждают: стоит быть осторожнее при заказе еды в онлайн-сервисах. Мошенник создает фишинговый сайт, который убедительно маскируется под настоящий. Отличие может быть всего лишь в одной букве. Главная цель – получить данные карты. Человек вводит информацию для заказа, и та уплывает в чужие руки. Конечно, при этом никакой еды никто не привозит…
- По сравнению с прошлым годом количество преступлений снизилось. Но все равно есть люди, которые ведутся на уловки мошенников, причем неоднократно. Сейчас мы разрабатываем различные методики раскрытия таких преступлений, но раскрыть их, конечно, не можем, - Андрей Везовкин, следователь ОМВД по Железнодорожному району.
Если вы стали жертвой мошенника:
Обратитесь в отделение банка за выпиской со счета, в том числе, с местом указания открытия; Обратитесь в полицию с заявлением. Можно посетить любое отделение; Расскажите всю цепочку событий полиции – важна любая подробность; Не затягивайте с обращением.Посмотрите прямой эфир о мошенниках - рассказываем, с какими случаями столкнулись журналисты и полицейские.