Рязанский троллейбус: позволим умереть или поедем в будущее?
Корреспондент Pro Города решил узнать, как в современных реалиях выживает троллейбус в Рязани
Уготована ли рязанскому троллейбусу судьба трамвая, который закрыли из-за нерентабельности, или же город сохранит и будет развивать электротранспорт в непростых экономических условиях? Корреспондент Pro Города попытался найти ответы на вопросы, которые волнуют многих рязанцев. И помогли ему в этом опытные сотрудники муниципального унитарного предприятия «Управление Рязанского троллейбуса» - главный экономист Елена Третяк и начальник службы эксплуатации Андрей Дюков.
Закрыть нельзя сохранить
Любые сообщения, в том числе не всегда достоверные, о закрытии троллейбусного движения в Рязани вызывают протест у жителей города. Так было в 2015 году, когда поползли слухи о готовящемся закрытии депо №1, расположенном на улице Дзержинского. Рязанцы выразили свое недовольство этим решением, организовав пикеты возле зданий гордумы и администрации. Депо все-таки «освободили» от троллейбусов, распределив их по двум другим. Но территория осталась за троллейбусным управлением, сегодня здесь находятся офисные помещения. И совсем свежий факт: попытки закрыть маршрут №4 также были негативно восприняты горожанами, хотя троллейбус ходил с интервалом 30 минут. Многочисленные просьбы жителей микрорайона Канищево не закрывать здесь троллейбусное сообщение были удовлетворены, несмотря на его неэффективность с финансовой точки зрения. По этой же причине в городе сохраняются и другие так называемые социальные маршруты с низкой выручкой - №№2, 15, 8.
Доля троллейбуса в общем объеме пассажироперевозок в Рязани невелика – 24 процента (ежедневно его услугами пользуются порядка 60 тысяч рязанцев), но не стоит недооценивать значение этого вида транспорта как социально ориентированного. Троллейбусом пользуются в основном льготники, которые составляют 55 процентов от общего числа перевозимых им пассажиров. Из них 46 процентов - пенсионеры, инвалиды, 9 - студенты и школьники. К тому же, стало очевидно, что огромное количество маршруток в Рязани негативно влияет на безопасность движения и экологию. При том, что троллейбус проигрывает коммерческому транспорту в скорости и маневренности, он имеет ряд неоспоримых преимуществ, являясь самым безопасным и экологичным видом транспорта, к тому же, имеющим большую вместимость - 118 человек. Поэтому закрыть троллейбусное движение в Рязани без учета интересов города и той категории граждан, которые постоянно пользуются его услугами, было бы для властей опрометчивым решением. И ничего не предпринимать для его выживания - тоже.
Денег нет, но вы держитесь!
Перевозка пассажиров – основной вид деятельности и источник доходов предприятия. На 2017 год себестоимость проезда одного пассажира в Рязанском троллейбусе составляет 27 рублей. Это так называемый экономически обоснованный тариф. При стоимости проезда в 19 рублей, доходы предприятия покрывают расходы лишь на 44 процента. Как было сказано выше, троллейбусом пользуются в основном льготники, обязательства компенсировать расходы на перевозку этой категории граждан взяло на себя государство. И если город, по словам наших собеседников, выделяет из бюджета средства на поддержание жизнедеятельности троллейбуса, в том числе компенсируя расходы по перевозке студентов и учащихся. То обязательства по дофинансированию по федеральным льготникам из казны Российской Федерации не всегда выполняются. МУП «Управление Рязанского троллейбуса» даже было вынуждено обратиться с иском в суд о взыскании долгов с Министерства финансов Российской Федерации, после чего часть расходов по льготникам Рязанскому троллейбусу за прошлые годы возместили. Сами троллейбусники также пытаются зарабатывать всеми доступными и законными способами. Поступают в «копилку» предприятия средства от рекламы, которую размешают на подвижном составе, сдачи в аренду ряду организаций троллейбусных опор для оптико-волоконного кабеля, услуг, которые оказывает электро-лаборатория энергослужбы населению и организациям. Но это небольшие суммы. Без бюджетных вливаний ему просто не выжить в современных реалиях. Из-за хронического недофинансирования из бюджета Рязанский троллейбус оказался в должниках у налоговых органов. И платить по счетам становиться сложнее в условиях, когда пассажиропоток уменьшился, а цены на электричество, запасные части наоборот, увеличились, материальная база устарела… Если бы возмещение составляло 100 процентов, у Рязанского троллейбуса не возникало бы проблем с закупкой подвижного состава. Но в ситуации, когда еле сводишь концы с концами, о развитии и покупке техники думать не приходится. Последний раз парк пополнялся новыми троллейбусами в 2013 году. Город закупил 5 вологодских низкопольных машин. Из 169 троллейбусов – 70 процентов выпущены в 1992 году. Больше половины из них подлежат списанию. Устаревшая техника из прошлого века нередко выходит из строя. Из 130 троллейбусов, обслуживающих город по 15 маршрутам в будние дни (остальные – на профилактическом ремонте), ежедневно из-за поломок возвращаются в депо 10-15. Обнадеживает то, что региональной программой «Дорожное хозяйство и транспорт на 2016-2020 годы» с 2018 года предусмотрены средства на покупку новой техники – по два троллейбуса в год в течение трех лет.
Не хватает рук
Предприятие испытывает потребность в кадрах. На тяжелую работу рязанцы идут неохотно, тем более, что больших денег здесь не обещают. Средняя зарплата водителей 23 тысячи, кондукторов - 16 тысяч. На сегодняшний день это – потолок. Социальных льгот, кроме права досрочного выхода водителей троллейбуса на пенсию при наличии стажа не менее 20 лет для мужчин и 15 – для женщин, нет. Единственный санаторий, где отдыхали сотрудники, закрыли по причине нерентабельности. Штат водителей и кондукторов на сегодняшний день не укомплектован на 30 процентов. Очереди в учебный комбинат, где обучают навыкам вождения троллейбуса, не выстраиваются. Предприятие держится в основном на тех, кто проработал здесь уже многие годы. К «золотому фонду» можно отнести и наших собеседников. Руководство и работники муниципального предприятия делают все возможное и невозможное, чтобы троллейбусы выходили на маршруты, поддерживают подвижной состав в рабочем состоянии, затрачивая колоссальные средства на его ремонт. Мысли о закрытии троллейбуса здесь даже не допускают, возлагая надежду на поддержку электротранспорта со стороны врио губернатора Рязанской области. Сотрудники муниципального предприятия признались, что после назначения Николая Любимова новым руководителем региона, первым делом они поинтересовались, а не было ли закрыто троллейбусное движение в Калуге. И убедившись в том, что электротранспорт там работает, вздохнули с облегчением.
В тройке лидеров
Вы удивитесь, но, несмотря на хронические недофинасирование электрического транспорта и сложную ситуацию с кадрами, Рязань входит в тройку лидеров, где троллейбус хоть как-то развивается. В некоторых российских городах его вообще «похоронили», а где-то оставили по одному маршруту. Но есть и примеры, достойные изучения и подражания. И не где-нибудь в Европе, а в российской глубинке. Например, в городе Рыбинске Ярославской области, куда рязанские электротранспортники ездили перенимать уникальный опыт, троллейбус сделали прибыльным, при этом не поднимая тарифа за проезд. Там из центра города убрали коммерческий транспорт, он работает только на окраинах. Организовали движение троллейбуса по строгому графику. Пассажиры довольны. Это была инициатива инвестора, который выкупил троллейбусное предприятие, решив на нем зарабатывать. И это получилось. Правда, пришлось пойти и на жертвы - многие работники попали под сокращение. Наши электротранспортники сомневаются в том, что этот опыт можно применить в таком крупном городе, как Рязань. Но верят, что рязанский троллейбус не умрет и мечтают о тех временах, когда на улицах появятся машины нового поколения. Например, троллейбусы на аккумуляторных батареях, которые позволяют передвигаться 4 километра без контактной сети. Но пока - это что-то из области фантастики. Реальность же такова, что если не предпринимать действий для выживания, то рязанский троллейбус окажется на грани краха.
Как выйти из кризиса
Главный экономист МУП «Управление Рязанского троллейбуса» Елена Третяк совместо с коллегами разработала предложения по выходу из кризисной ситуации, среди которых - введение дифференцированного тарифа на проезд для муниципального и коммерческих перевозчиков с разницей в 3-4 рубля за одну поездку, льготного тарифа на электроэнергию, обновление подвижного состава, что снизит расходы на ремонт устаревшего. На увеличение доходов МУП «Управление Рязанского троллейбуса» положительно повлияло бы и изменение маршрутов коммерческого транпорта, с предоставление приоритета муниципальному, несущему социальную нагрузку.
Как ни крути, но без бюджетных вливаний рязанскому троллейбусу не выжить.
Факты о рязанском троллейбусе
Эксплуатация троллейбуса открыта в Рязани с 6 ноября 1949 года.
В настоящее время в Рязани эксплуатируются 15 троллейбусных маршрутов.
Троллейбусный парк составляют два депо.
На сегодняшний день эксплуатируются 169 троллейбусов.
Вместимость троллейбуса – 118 человек.
Вместе с пассажирами вес троллейбуса составляет порядка 20 тонн.
Скорость движения троллейбуса по Рязани – 15 километров в час.
Подвижной состав предприятия оснащён системой спутниковой навигации GPS/Глонасс, а на городских остановках расположены информационные табло, позволяющие в режиме реального времени узнать количество минут, оставшихся до прибытия троллейбуса.
В 2014 году Рязанский троллейбус получил премию «Золотая колесница» и звание лучшего предприятия общественного транспорта в России.
Также читайте: Жалоба читателя: Не пустили в банк с велосипедом