Progorod logo

Психолог Ника Болзан рассказала, как оторвать ребенка от компьютера и телефона

10:01 13 декабряВозрастное ограничение16+
Pxhere.com

Эксклюзивно для издания «ПроГород62» психолог рассказала о том, как оторвать ребенка от телефона и компьютера.

«Зачастую попытки родителей контролировать экранное время детей перерастают в конфронтацию, сопровождающуюся ощущением бессилия. В этой ситуации легко прийти к выводам о «зависимости», «лени» или «упрямстве» ребенка. Однако, как правило, чрезмерная увлеченность цифровыми устройствами является следствием скрытого психологического дискомфорта, страха или внутреннего конфликта», — комментирует эксперт-психолог Ника Болзан.

Причины гаджет зависимости

Согласно исследованию около 85% детей и подростков не могут обойтись без гаджетов.

«Когда ребенок вместо того, чтобы браться за уроки, погружается в телефон, ищет тысячу причин, чтобы отложить задание, легко прийти к выводу, что он просто лениться. Но за этим внешним протестом могут скрываться глубокие проблемы.

Для ребенка гаджеты нередко становятся единственным доступным решением для выхода из сложного эмоционального состояния, разрешения,внутреннего конфликта, восполнения дефицита внимания или удовлетворения иных психологических потребностей», — комментирует психолог Ника Болзан.

Механизм. Игры, уведомления, "лайки" и новые видео – вызывают выброс дофамина, ключевого нейромедиатора, отвечающего за удовольствие и мотивацию. Мозг быстро адаптируется к такому легкодоступному и мгновенному источнику позитивных эмоций, формируя сильную потребность в постоянной стимуляции и немедленном вознаграждении. Это создает нейробиологический «крючок».

Пример. Ребенок погружается в бесконечное листание ленты социальных сетей или игровой процесс, поскольку каждый новый «лайк», уведомление или переход на следующий уровень активирует центры удовольствия в мозге, заставляя искать очередную порцию дофамина.

Механизм. «Гаджеты часто превращаются для ребенка в своего рода психологический щит от болезненных переживаний реального мира. Это может быть скука, хронический стресс из-за школьных перегрузок, трудности в освоении учебного материала, проблемы в общении со сверстниками (изоляция, буллинг), конфликты в семье. Виртуальный мир предлагает легкий, мгновенный и кажущийся безопасным способ отвлечься и полностью погрузиться в альтернативную реальность, где неприятные эмоции временно отступают. В отличие от реальной жизни, которая требует усилий, адаптации, виртуальная среда часто предлагает быстрое вознаграждение, контроль и возможность мгновенно изменить ситуацию или свое состояние», — комментирует психолог Ника Болзан.

Пример: Подросток, регулярно сталкивающийся с травлей и изоляцией в школе, находит спасение и самореализацию в онлайн-игре. В ней он может выбрать образ сильного персонажа, добиться признания и уважения со стороны других игроков, тем самым компенсируя дефицит позитивных эмоций и ощущение собственного бессилия в реальной жизни.

Механизм. Способность осознанно контролировать свои импульсы, откладывать мгновенное удовольствие и самостоятельно ограничивать время, проведенное с гаджетами, требует от мозга выполнения сложных регуляторных функций. Эти функции связаны с развитием лобных долей мозга, которые у детей и подростков еще находятся в активной стадии формирования. Нервная система физиологически не готова к полному самоконтролю.

Пример. Ребенок не может оторваться от планшета, несмотря на просьбы, потому что его мозг физиологически пока не способен эффективно подавлять желание продолжить игру, даже если он понимает, что пора остановиться. Это не каприз, а особенность возрастного развития.

Механизм. Для детей, и особенно подростков, социальные потребности играют критически важную роль в развитии. В этот остро ощущается необходимость быть принятым, принадлежать к группе и получать одобрение от сверстников. Социальные сети и онлайн-игры становятся инструментом для удовлетворения этих потребностей. В виртуальном пространстве часто проще общаться, поскольку границы стираются, а анонимность помогает снизить социальную тревожность. Ребенок может чувствовать себя более уверенно, раскрепощенно и значимо, чем в реальной жизни, где он, возможно, испытывает трудности в общении или чувствует себя непринятым.

Пример. Подросток регулярно жертвует сном, проводя время до поздней ночи в игровом чате или с онлайн друзьями. Именно там он ощущает себя неотъемлемой частью важного сообщества, получает поддержку и признание, которых ему может не хватать в повседневной жизни.

Если взрослые постоянно «погружены» в телефоны, дома мало интересных занятий, совместных игр, творчества, ребенок воспринимает это как норму и не понимает, почему для него действуют другие правила.

Последствия чрезмерного увлечения гаджетами

Согласно исследованию, каждый третий подросток в возрасте 15-18 лет все свое свободное время проводит в виртуальной среде. Длительное и бесконтрольное взаимодействие с экранами оказывает негативное влияние на все сферы развития ребенка, формируя порочный круг привязанности.

Когнитивные последствия Эмоциональные и психологические последствия Социальные последствия

Как оторвать ребенка от гаджетов

«Решение проблемы чрезмерной привязанности ребенка к виртуальному миру — это не борьба с гаджетами, а изменение стратегии взаимодействия, основанное на последовательности, эмпатии и осознанном участии. Только такой подход позволит достичь в будущем высокого психологического благополучия ребенка», — комментирует психолог Ника Болзан.

Пример. Введите «Цифровой детокс всей семьей». Установите обязательные «безгаджетные» часы или дни для всех (например, вечера по будням, весь день в воскресенье). Это не будет восприниматься как наказание, а станет общим семейным ритуалом, способствующим укреплению связей.

Пример. Телефон только после выполнения уроков и прогулки, максимум 1 час. За час до сна все гаджеты убираются.

Пример: «У тебя есть 1 час на игры. Как ты его распределишь? Поиграешь 30 минут сейчас и 30 вечером, или сразу?»

Пример. Введите «Коробку для гаджетов». Вечером за час до сна все гаджеты (включая телефоны родителей) кладутся в специальную коробку в общем, нейтральном месте. Это улучшает качество сна и способствует укреплению семейных связей.

«Изменение устоявшихся привычек всегда вызывает протест. Будьте тверды в своих решениях, последовательны в их исполнении, но при этом проявляйте эмпатию. Поймите, что ребенку сложно, и его злость направлена не на вас лично, а на ограничения и новую ситуацию. Часто дети «уходят» в гаджеты, когда им не хватает внимания, общения или понимания в реальной жизни. Увеличьте время для живого, качественного взаимодействия: совместные прогулки, искренние разговоры, общие игры, просто объятия.

Каждый день выделяйте минимум 15 минут, когда вы полностью, без отвлечений, сосредоточены на ребенке: играете в то, что он выберет, читаете ему, просто слушаете», — подытожила эксперт-психолог Ника Болзан.

Создайте «безгаджетные» зоны и временные интервалы. Определите места и время, свободные от гаджетов для всех членов семьи. Кухня во время еды, спальня (особенно за час до сна), семейные прогулки, поездки в автомобиле.

Развивайте навыки саморегуляции и тайм-менеджмента. Помогайте ребенку планировать свой день, включая время для учебы, активного отдыха, хобби, общения и, конечно, для гаджетов. Пусть он сам учится распределять время и приоритеты.

Предложите привлекательные и развивающие альтернативы. Никогда не забирайте гаджет, не предлагая ничего взамен. Активные игры на свежем воздухе, творческие занятия (рисование, лепка, музыка), чтение книг, настольные игры, совместные семейные мероприятия – создайте богатый выбор. Пример. Создайте «Карту интересов ребенка». Вместе составьте список 10-15 занятий, которые нравятся ребенку и не связаны с гаджетами (велосипед, рисование, конструктор). Повесьте список на видном месте. Когда ребенок скучает, вместо телефона предложите ему выбрать что-то из этого списка. Это даст ему чувство контроля и стимулирует самостоятельность в выборе досуга.

Установите четкие возрастные лимиты. Правила должны быть реалистичными и соответствовать возрасту ребенка (детям до 2-х лет экраны не рекомендуются, дошкольникам – до 30-60 минут в день, школьникам – 1-2 часа, с обязательными перерывами). Обсудите правила с ребенком, объясните причины.

Начните с себя, станьте образцом. Прежде чем предъявлять требования к ребенку, критически оцените собственное экранное время. Убирайте телефон со стола во время еды, разговоров, совместных игр. Демонстрируйте, что полноценная и интересная жизнь возможна и без постоянного присутствия гаджетов.

Конфликты в семье: Вопросы, связанные с использованием гаджетов, становятся одной из наиболее частых и острых причин споров и разногласий в семье. Постоянное напряжение и ухудшение взаимопонимания из-за цифровых устройств способны серьезно подорвать доверие и качество отношений между детьми и родителями.

Социальная изоляция. Постепенно ребенок начинает предпочитать комфортное и менее требовательное виртуальное общение живому взаимодействию. Этот выбор, в свою очередь, может привести к формированию хронического чувства одиночества и социального отчуждения, даже при наличии множества друзей в сети.

Ослабление навыков живого общения и эмпатии. Сокращение времени, проводимого в непосредственном контакте с реальными людьми, затрудняет развитие ключевых социальных навыков. Это включает в себя умение «читать» невербальные сигналы, поддерживать полноценный диалог, адекватно выражать собственные эмоции, конструктивно разрешать конфликты в реальных жизненных ситуациях.

Повышенная уязвимость к депрессивным состояниям, низкой самооценке и социальной тревожности. Постоянное сравнение себя с нереалистичными, «идеальными» образами в социальных сетях, риск кибербуллинга и изоляция в виртуальном мире могут стать факторами для развития или усугубления депрессивных состояний, формирования низкой самооценки и выраженной социальной тревожности.

Риск развития или усугубления симптомов, схожих с СДВГ. Хотя цифровые устройства сами по себе не являются прямой причиной СДВГ, их чрезмерное использование может провоцировать формирование поведенческих паттернов, имитирующих симптомы этого расстройства (дефицит внимания, импульсивность). У детей с уже диагностированным СДВГ интенсивное взаимодействие с гаджетами заметно усугубляет существующие проявления.

Снижение толерантности к фрустрации и ожиданию. Постоянное получение мгновенного вознаграждения и быстрое удовлетворение желаний в цифровом мире подрывает способность ребенка справляться со скукой, необходимостью ожидать или переживать фрустрацию. Это формирует повышенную потребность в немедленном удовлетворении и значительно снижает общую эмоциональную устойчивость.

Повышенная эмоциональная реактивность и нестабильность. «Запрет цифровых устройств часто провоцирует так называемый синдром цифровой отмены, проявляющийся вспышками агрессии, немотивированной злостью, выраженной нервозностью, плаксивостью или общим беспокойством. Эта эмоциональная лабильность значительно усложняет адаптацию ребенка к реальным условиям и свидетельствует о формировании зависимости», — комментирует психолог Ника Болзан.

Задержка речевого и коммуникативного развития (особенно в дошкольном возрасте). Чрезмерная увлеченность гаджетами вытесняет живое общение и полноценный диалог. Это негативно сказывается на активном формировании словарного запаса, развитии связной речи, освоении социальных навыков и эмоциональном взаимодействии, критически важных для всестороннего развития ребенка.

Ухудшение рабочей памяти и аналитических способностей. Мозг, постоянно получающий готовые ответы и полагающийся на внешние цифровые источники (поиск информации, калькуляторы, подсказки), становится «ленивым» в развитии своих собственных когнитивных функций. Это приводит к снижению активности рабочей памяти, которая критически важна для удержания информации, а также к ослаблению аналитических и критических мыслительных способностей.

Нарушение концентрации и глубины мышления. Постоянная привычка к быстрой смене информации (клиповое мышление) и мгновенному удовлетворению запросов, характерная для цифровой среды, значительно затрудняет формирование устойчивой концентрации внимания. Это напрямую влияет на способность ребенка выполнять задачи, требующие длительной усидчивости, глубокого аналитического мышления и последовательной обработки информации, такие как чтение книг, освоение учебного материала или работа над сложными проектами.

Родительские факторы и семейная среда. Занятые или уставшие родители используют устройство как быстрый способ успокоить, занять ребенка или получить передышку. Это формирует у ребенка стойкую ассоциацию «гаджет = комфорт/решение проблемы». Также отсутствие ясно оговоренных лимитов использования гаджетов или их нарушение создает хаос и не позволяют ребенку выработать адекватное самоограничение.

Перейти на полную версию страницы

Читайте также: