Без цивилизации в 40 минутах езды от центра Москвы. Как живут в деревне, отрезанной от всех благ железной дорогой
Всего в 40 минутах езды от Кремля, в границах «Новой Москвы», есть место, которое кажется невероятным анахронизмом XXI века. Это деревня Новокурьяново. Её жители отапливают дома углём и дровами, носят воду из колонок и пробираются в «большой город» через пешеходный тоннель под железной дорогой. Это уникальный московский феномен — жизнь, застрявшая между двух эпох в железнодорожном кольце. Об этом рассказал автор Дзен-канала Русские тайны.
Как посреди Москвы появилась «круговая» деревняИстория Новокурьяново — это история переселения и железной дороги, которая стала для неё стеной.
В 1930-х годах для испытания новых поездов построили экспериментальное железнодорожное кольцо под Щербинкой. Вскоре в рамках индустриализации Москве потребовалась земля под очистные сооружения, и соседнюю деревню Курьяново решили перенести... прямо внутрь этого кольца. С 1939 по 1949 год деревянные избы разбирали, перевозили и заново собирали на новом месте. Так появилось Новокурьяново — 7 прямых улиц (всех почему-то назвали Железногорскими) и около сотни домов, оказавшихся в железной ловушке.
К 1984 году, когда деревня вошла в состав Москвы, здесь была полноценная жизнь: работали школа, медпункт, магазин и киноклуб. Но уже через несколько лет планы изменились. В конце 80-х заговорили о сносе для строительства метродепо, в 90-х — о многоэтажках. Многие жители, которым предлагали квартиры в Бутово, уехали. Те же, кто остался, надеялись сохранить дом и землю. С тех пор деревня живёт в подвешенном состоянии: её не сносят, но и не развивают.
Жизнь в «кольце»: уголь, колодцы и поезда-испытателиСегодня Новокурьяново — это почти 400 человек, большинство из которых пенсионеры. Их быт сложно назвать городским.
Без газа, отопления и воды. Дома отапливаются печами, воду носят из нескольких уличных колонок или колодцев.
Единственная связь с миром — пешеходный тоннель под железной дорогой. Чтобы купить продукты или добраться до поликлиники в Бутово, нужно несколько километров идти пешком к станции Щербинка. Общественный транспорт сюда не пускают из-за узких дорог, не соответствующих стандарту.
Постоянный рёв — ещё одна плата за проживание. Испытательное железнодорожное кольцо диаметром меньше 2 км используется для пробных заездов локомотивов на скорости до 140 км/ч. Поезда гоняют по кругу, создавая круглосуточный грохот.
Проблемы с землёй. Хоть дом можно зарегистрировать, земля под ним — городская. Оформить участок в собственность практически невозможно.
С 2012 года староста деревни Владимир Ломилин пытается добиться хотя бы запуска маршрутки, но безуспешно. Проекты по благоустройству с обещаниями провести газ и построить детский сад (2015, 2018 годы) так и остались на бумаге.
Новокурьяново — это больше, чем деревня. Это символ городской забывчивости и стойкости людей. Зайдя в тоннель у Щербинки, можно сделать шаг из Москвы будущего в Москву позавчерашнего дня — мир, где ещё топят печи и ходят за водой с вёдрами.
Может быть, когда-нибудь здесь снова закипит жизнь: откроют магазин, а по улицам будут бегать местные дети. Но пока это место живёт по своим, почти забытым столицей, законам — в кольце из рельсов и неопределённости.