Проблемы и возможности грузоперевозок в России: кадровый голод и растущий рыночный спрос

25.01.2024 16:47

Развитие экономики и растущий объем торговли, в том числе электронной, требуют большего количества грузовых перевозок. Однако, по словам президента общероссийской общественной организации «Водители России» Олега Тороша, в нашей стране не хватает более 500 000 водителей. Из-за этого простаивает, по оценкам разных экспертов, от 5 до 18% автопарка. Почему транспортная отрасль столкнулась с кадровым голодом, какие меры принимают работодатели, чтобы привлечь новых сотрудников, и сколько готовы платить водителям разных категорий, мы расскажем сегодня.

Какие водители наиболее востребованы на рынке труда

Сейчас в нашей стране открыто более 130 тысяч вакансий водителя. Компании нуждаются в водителях категории С, которые управляют средними (масса от 3.5 до 7.5 тонн) и тяжелыми (свыше 7.5 тонн) грузовиками, а также категории Е, позволяющей эксплуатировать транспорт с прицепами.

Однако и на шоферов с категорий В тоже высокий спрос на кадровом рынке. Только сервис «Яндекс.Такси» заявил о нехватке 80 000 таксистов в России. Кроме того, большое количество водителей требуется и маркетплейсам. Ведь данный вид прав разрешает управлять автомобилем, в том числе и с прицепом, если его общий вес не превышает 3,5 тонны, а под эти характеристики подходят компактные грузовики типа «ГАЗели», которые являются основной «рабочей лошадкой», доставляющей заказы на пункты выдачи.

Почему не хватает водителей

Основных причин две. Во-первых, после распада СССР сократилось количество автошкол, готовящих водителей грузовых автомобилей, а профессию исключили из системы среднего специального образования. А те немногие школы, которые все же позволяют освоить управление грузовиками, имеют слабую материально-техническую базу и устаревшие образовательные программы. Поэтому представители Ассоциация международных автомобильных перевозчиков даже обратились к Министерству транспорта с предложением обучать студентов колледжей на права категории С.

А во-вторых, престиж профессии водителя в России снизился. В связи с этим, компании стали разрабатывать программы мотивации водителей, как для офисных сотрудников, включающие не только ДМС со стоматологией, но и различные бесплатные курсы, абонементы в фитнесс-залы.

Уровень зарплаты

От скорости доставки грузов зависит эффективность функционирования всех отраслей экономики. Поэтому компании, чтобы обеспечить бесперебойную логистику, готовы платить водителям грузовиков в 2-3 раза больше средней зарплаты в регионе. Например, логистический центр «Магнита» гарантирует будущим сотрудникам доход до 150000 рублей в месяц, корпоративные скидки на товары и услуги, помощь на дорогах: оплачиваемые стоянки на территории РФ, ремонт автомобиля и комнаты отдыха на каждом АТП, бесплатное питание. А компания OZON вообще обещает водителям с личным грузовым автомобилем, доставляющие заказы в Пункты выдачи денежное вознаграждение до 250000 рублей в Центральной России, а в Ханты-Мансийске 306000 - 510000.

При работе вахтовым методом зарплата водителя категории С и Е достигает 250000 - 350000 рублей в месяц.

А вот у водителей легковушек уровень оплаты труда существенно ниже – до 120000. Они в основном требуются сервисам доставки еды, такси и маркетплейсам, у которых на размер денежного вознаграждения влияет множество факторов: время работы, рейтинг сотрудника, скорость выполнения поручения и даже настроение получателя груза или пассажира.

Популярное