Аэропорт «Протасово»: есть ли шансы на возрождение?
Независимый взгляд на масштабные планы
Аэродром в Протасово хотят реконструировать в гражданский аэропорт. 22 июня представители регионального министерства промышленности экономического развития сообщили, что работы планируют закончить к 2024 году, правда, точные сроки пока не определены. И есть еще одно важное условие: надо найти инвестора. Проект предусматривает строительство терминалов и объектов транспортно-логистической инфраструктуры и расширение взлетно-посадочной полосы. Стоимость проекта оценивают в 1 миллиард долларов.
Если проект реализуют, то для региона откроется множество перспектив – полноценный аэропорт расположится под боком у Рязани, в 20 километрах от города. Но что сами жители думают о вероятности такого строительства? Мы решили это выяснить.
Например, депутат Рязанской городской думы Алексей Захаров относится к проекту скептически. Он считает, что это – всего лишь пиар рязанских властей:
- На моей памяти, уже второй губернатор говорит об этом. И если несколько лет назад идея была актуальной, то сегодня явно устарела. Во всяком случае, в пассажирской части. Рязанская область становится всё более депрессивным в экономическом плане регионом, а это значит, что внутренний спрос на авиаперевозки не сможет обеспечивать необходимую загрузку.
По мнению депутата, для рязанского аэропорта придется искать пассажиров в других регионах, которые обеспечены своей авиационной инфраструктурой. Да и рассчитывать на туристов, которые будут пользоваться аэропортом в Протасово, не стоит:
- Помимо московских аэропортов, к которым, кстати, прибавился Жуковский, международными аэропортами обзавелись (или провели серьёзную реконструкцию) Липецк, Калуга, Воронеж. Все эти аэропорты будут конкурентами рязанского, если он вдруг появится. Ведь аэропорт — не автобусная остановка, его люди выбирают не только по расстоянию от дома, но и по количеству рейсов, географии полётов и многим другим факторам. По числу рейсов и географии полётов Рязань не сможет конкурировать с Москвой. С транспортной доступностью тоже есть проблемы. Если мне не изменяет память, какой-то из региональных аэропортов ранее даже предлагал бесплатный трансфер из Рязани, лишь бы люди пользовались их услугами. С внутригосударственными рейсами, как мне кажется, тоже существенная проблема. Рязань слабо развивает туристическую привлекательность. Основная масса туристов — жители Москвы и Подмосковья. Но из Москвы уже сегодня можно добраться за пару часов по железной дороге, без всяких задержек и зависимости от погоды. Трудовая миграция, опять же, происходит между нашим регионом и столицей. О каких перспективах тут может идти речь? Единственная перспектива — в очередной раз попытаться поднять рейтинг губернатора и власти.
Конкуренты проекта «Протасово»:
Домодедово (Москва) Чертовицкое (Воронеж) Циолковский (Калуга) Жуковский (Подмосковье) Липецкий аэропортГлавный редактор информагентства «Малая Родина», руководитель информационных проектов Антон Сумин настроен по отношению к проекту реконструкции оптимистично.
- Я считаю, что это очень масштабный и амбициозный проект. Он вполне осуществим - вопрос лишь в размере финансовых вливаний. Речь идет о миллиардах. Ведь аэропорт в его нынешнем состоянии требует глубокой модернизации. Я ездил туда и, как журналист, много общался с уважаемыми "аксакалами неба", писал о них очерки в СМИ. Это была такая история русских Мимино, про золотую эру рязанской авиации в 1980-х, когда существовало регулярное воздушное сообщение между районами области.Только представьте себе: жители Ермишинского района могли себе позволить летать на шоппинг по магазинам Рязани - они покупали городские продукты и модные грампластинки. Билет на самолет стоил недорого - на наши деньги нечто вроде скоростной авиамаршрутки.
Журналист считает, что Рязань вполне может составить конкуренцию Москве в области авиаперевозок.
Теперь перед «воздушной гаванью» стоят другие логистические задачи. Рязань находится под боком с агломерацией Москвы. Транспортные хабы столицы перегружены: траффики в XXl веке возросли. Есть прекрасная возможность использовать это инфраструктурное преимущество Рязани. И превратить его в один из мощных драйверов локальной экономики.
Весь вопрос в инвесторе, и кто им будет - тема для отдельного материала. Из открытых источников мы знаем, что определенный интерес к проекту есть у Китая. В этом контексте важно понимать, что Поднебесная сейчас вкачивает колоссальные средства как раз в подобные инфраструктурные проекты в рамках концепции «Один пояс и один путь» - чтобы стремительно перемещать колоссальные массивы своих товаров в Европу. Многие страны и регионы в настоящий момент соревнуются за возможность принять китайские инвестиции по данной программе. Сумеет ли Рязанская область занять свое место в этой транспортной цепочке - покажет время.
Но рязанцы, непосредственно связанные с авиационной отраслью, не надеются, что проект когда-нибудь реализуют. Нам удалось поговорить с рязанским пилотом Александром Стрельниковым. Мужчина начал летать еще с восьмидесятых годов, учился в Сасовском летном училище, помнит, как в области была жива гражданская авиация.
- Неподалеку от Протасово находится заброшенный гражданский аэропорт Турлатово. Здесь АН-24 стояли. В восьмидесятые жизнь кипела, а в девяностые дотации на малую авиацию перестали выделять, и все пришло в упадок. Территорию и взлетную полосу арендовал строительный завод - теперь на асфальте хранят кучи бетона, песка и щебня. А здание аэровокзала уже много лет заброшенным стоит.
Но о проекте реконструкции пилот высказывается категорично:
- Не верю, что с аэродромом в Протасово что-то сделают. Разговоров о реконструкции было очень много, и до сих пор все глухо. А раньше в Протасово такая шикарная взлетная полоса была, 1200 метров! Базировался ДОСААФ.
Протасово сейчас. На аэродроме проводят испытания беспилотников, базируются самолеты, задействованные в сельскохозяйственных работах, и вертолеты, которые используются для мониторинга нефтепровода.
Остается надеяться, что громкие слова властей не обернутся пустыми обещаниями. Но если проект «Протасово» все же реализуют, в Рязани возродится гражданская авиация...
Кстати, сейчас на базе бывшего аэропорта Турлатово, помимо строительного завода, базируется небольшой частный аэродром. Местные пилоты разрешили нам пофотографировать их легкие самолеты.