Progorod logo

"Пятирукие маршрутчики уйдут в историю"

29 апреля 2021Возрастное ограничение12+
Фото редакции Pro Город, все права защищены

Пара мыслей рязанского общественного деятеля о повышении стоимости проезда и транспортной реформе

Идею повышения стоимости проезда в общественном транспорте рязанцы восприняли в штыки. Даже губернатор Любимов отозвался об этом нелестно. Администратор крупного паблика “Новости Рязани ВКонтакте” Иван Крестьянинов опубликовал подробный разбор "транспортного проекта", представленного 28 апреля. Далее - авторский текст Ивана.

Значит так, все что я буду писать далее надо воспринимать с поправкой на ветер. Я последовательный враг маршруток в Рязани и пинаю их при каждом удобном случае. Поэтому я должен предупредить: я не объективен.

Маршрутки должны покинуть Рязань! Но при этом, я за то, что в Рязани была сильная муниципальная власть. И вот сейчас складывается ситуация, когда у администрации города госкорпорация ВЭБ может отнять часть функций, но при этом выстроит систему удобного и комфортного общественного транспорта. Что выбрать из этого?

Брутто-контракты

В Рязани представили концепцию развития общественного транспорта. Собрание организовал заместитель губернатора Евгений Беленецкий. Городу предлагают заключить так называемый брутто-контракт с перевозчиками. Логика такая: перевозчикам платят только за выполненные рейсы. В данном случае автобус получает деньги не за количество перевезенных людей, а за выполненные выходы по маршруту.

Сейчас перевозчики напрямую заинтересованы в том, чтобы заполучить самые жирные маршруты, ездят в час пик, а после часа пик попросту срывают графики и уезжают с маршрутов. Система устроена так, что они соревнуются друг с другом за пассажиров. По системе брутто-контрактов перевозчик получает деньги исключительно за соблюдение графика выездов. Вот написали ему в день по маршруту гонять 10 машин с интервалом 10 минут до 23-00. При этом, это должны быть вымытые электробусы, а не рваные газели. Если перевозчик выполнил условия – деньги ему в конце месяца перевели. Не выполнил - выгнали, наняли нового.

Вот разработать и запустить эту систему в Рязани хочет госкопорация ВЭБ. Там председательствует Игорь Шувалов. При этом ВЭБ берется разработать адекватную транспортную модель для нашего города. Они, в отличие от специалистов горадминистрации, думаю я, с этим справятся!

Плюсы

Пропадает пятирукий маршрутчик- «передайте за проезд». Курящий, разговаривающий и берущий в это же время плату водитель маршрутки уйдет в историю. Пассажир вошел в автобус, поднес карточку или сунул денежку в автомат, прошел в салон. Водила только крутит баранку. По брутто-контракту можно обязать перевозчиков обновлять автобусы и выпускать на маршрут машины только определенной вместительности. Можно обязать перевозчиков с определенной периодичностью их обновлять Можно составить удобный график перевозок. Хоть каждые 10 минут в 2 часа ночи из центра в Дягилево ради одного человека, который туда катается в это время, а не как это выгодно перевозчику, который работает только в час-пик. ВЭБ пообещал участвовать в различных федеральных программах. И вполне верится в то, что на развитие общественного транспорта в Рязани там будут выдавать различные плюхи из федерального бюджета. Прозрачная оплата услуг общественного транспорта. Прописав в контракте условия для муниципального транспорта, можно сохранить МУП «УРТ» и уникальные рязанские троллейбусы. При нынешней системе рязанским троллейбусам грозит вымирание. В городах, где запущена такая система, у водителей заработная плата составляет фиксированную сумму 50-55 тысяч рублей.

Теперь о плохом. За всё надо платить…

Первое. Для понимания. На встрече был я, а вот нашего мэра там не было. Обычный горожанин был, а мэр города нет. Складывается такое ощущение, что эта история проходит мимо неё. У муниципалитета отнимают ещё одну функцию и превращают мэра города в ленточкорезателя. (Тут будем честны, наш мэр таковым и является).

На себя ВЭБ лишь возлагает как бы диспетчерскую и консалтинговую функцию. Удобная позиция, ничего не скажешь. По сути, собой они должны подменить управление транспорта в Рязани, но при этом они могут быть неподотчетными главе города. А учитывая замечательное умение (вспомните энергоконтракт ) нашей администрации подписывать «удобные» договора, то шанс того, что договор будет максимально неудобным для города вполне высок.

Второе. Я все задаюсь вопросом, а почему администрация города и без ВЭБов и т.п. не может настроить работу с перевозчиками по такому же принципу? При этом они сами могут сохранить у себя и функции диспетчера, и функции контролера. Также администрация города вполне может так же участвовать и в федеральных программах для получения денег на развитие. (В этом пункте тоже будем реалистами, нашей администрации никто ничего не даст. Увы.)

Третье. Очевидно, снова будет пересмотрена стоимость билета. Последний раз, когда повышали стоимость проезда, нам обещали, что эти деньги пойдут на покупку автобусов. Какие-то автобусы может быть и купили, но толку от этого никакого не было. Получается, что повышение было только в угоду частников-перевозчиков, которые за свои рваные маршрутки стали получать больше денег. Хоть и инициаторы реформы всячески отрицают повышение стоимости проезда на данном этапе, однако было заявлено об экономической целесообразности в 26 рублей за поездку.

Тренд на корпоратизацию очевиден. У нас так происходит во всех сферах. Но также очевидно, что это приводит к снижению роли муниципальной власти. Хоть в Рязани и максимально ничтожный в плане самостоятельности градоначальник, но пока что хоть и фиктивно, но у него какие-то полномочия есть.

В итоге мы придем к состоянию, когда все ключевые функции администрации города будут выполняться консалтинговыми агентствами, госкорпорациями, фирмами на аутсорсинге и т.п. Тогда возникает вопрос, а администрация города сама по себе нам зачем? Отделы их? Депутаты? Сам мэр и его бесчисленное количество замов? Это всё зачем, когда за транспорт у нас отвечает ВЭБ, за теплоснабжение какой-нибудь КРЭТ, за водоканал какой-нибудь Роскосмос...

Если же смотреть с точки зрения потребителя услуг, мне конечно же глубоко все равно то, каким образом будет организован договор с ВЭБом и с ВЭБом ли вообще. А особенно на то, какую часть своего функционала отдает городская администрация. Я должен садиться в удобный теплый зимой, и прохладный летом автобус. Очень классно будет, если это будет электробус, который ходит каждые 10 минут. Я должен доезжать до работы в прогнозируемое время. Вот что мне надо от общественного транспорта. Я хочу, чтобы было как в Москве. Но при текущем положении дел, когда этой сферой управляют частные перевозчики, как в Рязани, это не случится никогда!

Рязани давно пора было избавиться от маршруток! Сделать сейчас с госкорпорацией это более реально, чем ждать, когда дорастут до цивилизованного подхода рязанские частники-перевозчики. В Рязани за счет возможностей ВЭБа может появиться цивилизованный общественный транспорт, но за это придется отдать часть функционала горадминистрации. Вариант хороший, но за державу все равно обидно…

Перейти на полную версию страницы

Читайте также: