Блог редактора. 600 км по Турции, не увидев ни одного ДТП
Оказывается это возможно
Да, был в отпуске. В Турции. Обычная программа отдыха во «всероссийской здравнице», но так как страну эту люблю и знаю не только с туристической стороны, стараюсь прокатиться с семьей по местам, далеким от туристических троп. Турция сильно недооценена, как объект интересного туризма и если знать места, можно получить прекрасные впечатления, выходящие далеко за пределы пляжей и all-inclusive.
Но сейчас не об этом. В последней поездке, даже скорее после нее, я стал анализировать свои впечатления от дорог и вождения. Есть распространенный стереотип, автоматически накладыващийся на восточные страны - на дороге бардак и неразбериха, все сигналят, а ПДД являются необязательной условностью.
Вот сегодня, выехал в город по делам, и увидел мало три или четыре ДТП, пусть мелких, глупых, но плотненько заблокировавших поток транспорта на центральных улицах Рязани.
Проезжая привычную и почти домашнюю тысячу км от Рязани до Кирова, я вижу обычно не менее десятка ДТП. А на трассе они в основном выглядят жутко и оставляют пыльный осадочек на душе. А тут 600 километров и ни одной…
И когда я подумал хорошенько, многое встало на свои места. Все закономерно. Учитывая привычки и характер турецких водителей, на дорогах действительно должно быть гораздо меньше ДТП, чем у нас в Рязани (в России?). Впрочем, это никакоен не исследование и не аналитика - просто впечатления туриста.
При все своем темпераменте, резкости и любви к звуковым сигналам, турки очень ответственные водители. Когда они выезжают на дорогу, у них вероятно, очень простая мотивация. Они едут, потому что им нужно где-то оказаться, и желательно живыми и здоровыми. Они не пытаются никого проучить. Они никому не демонстрируют мастерство вождения и ничего не доказывают. Они не пытаются наказать других водителей за ошибку. При этом водители малой азии любят скорость, и не чужды стремлению прохватить по прямой, свободной трассе. Но в населенных пунктах они едут 50 (такое ограничение).
Вот несколько ситуаций, в которых вы сумеете уловить отличия, я их осознал не сразу:
Прямая трасса - Манавгат-Анталья, поздняя ночь, очень загруженная дорога. Правый ряд заполнен тихоходными повозками - маленькими грузовичками. Еду в левом ряду, скорость около 110. В зеркале заднего вида появляется ксеноновое сияние. Точки фар бысто растут в зеркале и я понимаю, на меня едет что-то дорогое и быстрое. Я на маленьком, вяленьком роботе Пежо 308, и превышать скорость в чужой стране не планирую. А перестроиться вправо невозможно - сплошная цепочка грузовичков. Так и еду. Яркий ксенон тащится за мной. Не сигналит, не мигает фарами, просто едет сзади на ближнем свете. Так и ехал километров 10, пока не появилась возможность обогнать. БМВ 740 неспеша меня опередил и скрылся. И это не единичный пример. Даже очень горячие автомобили не пытаются давить авторитетом.
Тут, дома, у меня нередко возникает ощущение, что люди не боятся попадать в ДТП. Что авария, это обыденность. Да что там, уже авария с погибшими перестала быть шокирующим событием, а стала как-бы информационным фоном. Такие ДТП происходят через день… А надо бояться. Потому что рано или поздно, привычка к небольшим инцидентам приведет к большой трагедии. Потому что в этом случае, водители совершенно не обоснованно надеются на свою избранность. А ее нет. Они просто люди, которые из-за минутного порыва рискуют жизнями людей.
И одна существенная ложка дегтя в турецкую автоидилию - они там не пропускают пешеходов. От слова совсем. Я по привычке пытался пропускать, но пешеходы смотрят с недоверием и стоят на месте. Тихо ждут, когда дорога освободится. Жаль их. И кстати, дороги у них тоже не сахар. Чуть в сторону и дыра на дыре.