Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика, top.mail.ru, LiveInternet.

Блог редактора. 600 км по Турции, не увидев ни одного ДТП

Блог редактора. 600 км по Турции, не увидев ни одного ДТПМарлен Измайлов

Оказывается это возможно

Да, был в отпуске. В Турции. Обычная программа отдыха во «всероссийской здравнице», но так как страну эту люблю и знаю не только с туристической стороны, стараюсь прокатиться с семьей по местам, далеким от туристических троп. Турция сильно недооценена, как объект интересного туризма и если знать места, можно получить прекрасные впечатления, выходящие далеко за пределы пляжей и all-inclusive.

Но сейчас не об этом. В последней поездке, даже скорее после нее, я стал анализировать свои впечатления от дорог и вождения. Есть распространенный стереотип, автоматически накладыващийся на восточные страны - на дороге бардак и неразбериха, все сигналят, а ПДД являются необязательной условностью.

И вот, при таких стереотипах, размышляя над поездкой, внезапно понял, что проехав 600 километров по городам, селам, горным серпантинам и скоростным шоссе, я не увидел ни одной аварии. Вообще ни одной.

Вот сегодня, выехал в город по делам, и увидел мало три или четыре ДТП, пусть мелких, глупых, но плотненько заблокировавших поток транспорта на центральных улицах Рязани.

Проезжая привычную и почти домашнюю тысячу км от Рязани до Кирова, я вижу обычно не менее десятка ДТП. А на трассе они в основном выглядят жутко и оставляют пыльный осадочек на душе. А тут 600 километров и ни одной…

И когда я подумал хорошенько, многое встало на свои места. Все закономерно. Учитывая привычки и характер турецких водителей, на дорогах действительно должно быть гораздо меньше ДТП, чем у нас в Рязани (в России?). Впрочем, это никакоен не исследование и не аналитика - просто впечатления туриста.

При все своем темпераменте, резкости и любви к звуковым сигналам, турки очень ответственные водители. Когда они выезжают на дорогу, у них вероятно, очень простая мотивация. Они едут, потому что им нужно где-то оказаться, и желательно живыми и здоровыми. Они не пытаются никого проучить. Они никому не демонстрируют мастерство вождения и ничего не доказывают. Они не пытаются наказать других водителей за ошибку. При этом водители малой азии любят скорость, и не чужды стремлению прохватить по прямой, свободной трассе. Но в населенных пунктах они едут 50 (такое ограничение).

Вот несколько ситуаций, в которых вы сумеете уловить отличия,  я их осознал не сразу:

Прямая трасса - Манавгат-Анталья, поздняя ночь, очень загруженная дорога. Правый ряд заполнен тихоходными повозками - маленькими грузовичками. Еду в левом ряду, скорость около 110. В зеркале заднего вида появляется ксеноновое сияние. Точки фар бысто растут в зеркале и я понимаю, на меня едет что-то дорогое и быстрое. Я на маленьком, вяленьком роботе Пежо 308, и превышать скорость в чужой стране не планирую. А перестроиться вправо невозможно - сплошная цепочка грузовичков. Так и еду. Яркий ксенон тащится за мной. Не сигналит, не мигает фарами, просто едет сзади на ближнем свете. Так и ехал километров 10, пока не появилась возможность обогнать.  БМВ 740 неспеша меня опередил и скрылся. И это не единичный пример. Даже очень горячие автомобили не пытаются давить авторитетом. Узкие улочки городка Серик. Адская толчея из автомобилей, скутеров и людей, скачущих через дорогу во всех направлениях. Дорогу знаю не очень, а потому еду медленно и верчу головой. Позади фыркает городской автобус. Не торопит, ждет когда я уже там определюсь. Не сигналит! А когда паркуюсь, водитель стоящий на обочине видя, что мне не хватает места, запрыгивает в свою машину и освобождает пару ценных метров.Пробка на выезде из Антальи. Плотно стоим в три ряда. На трассе «чивермек» - так называют тотальную проверку полиции. Конусами отгорожена узкая горловина, в которую медленно вползают все три ряда. Все просто едут. НИКТО, не перестраивается из ряда в ряд, пытаясь выиграть 6 секунд. Благодаря спокойствию пробка не стоит и не сминается в гармошку, а медленно идет. Через 10 минут мы выскакиваем на нормальную дорогу.На оживленной развязке вдруг понял, что стою не в том ряду. И повернуть в нужном направлении не смогу. Делать нечего, начинаю некрасиво ползти в левый ряд из крайнего правого. Середина при этом уже быстренько так летит прямо, на зеленый свет и мне надо пересечь это «течение». Иначе объезжать придется километров 10. Водители сердито сигналят, делают удивленные жесты, качают головой, смотрят неодобрительно. Но останавливаются, и дают проехать идиоту с явными нарушениями. Знаете, никто поравнявшись со мной, не опускал стекло, и не кричал ничего, ну вы понимаете… Хотя они конечно ржали как кони над незадачливым водителем.На тяжелом горном серпантине по пути из Финике в Сарайкёй очень не повезет, если перед вами окажется грузовик. Подъем адский, и тащиться в дыму и копоти удовольствие сомнительное. Но на турецких серпантинах можно обгонять. Даже на очень крутых поворотах. Все, кто едет вниз, независимо от того, какова ширина полосы и сколько рядов, вытягиваются в линию по правой стороне, и освобождая максимум пространства. Чтобы те, кто идут на подъем могли без опаски обгонять грузовики, даже через сплошную. Восток есть восток. А грузовики мигают встречным фарами, предупреждая, что кто-то сзади идет в гору на обгон. В итоге получается, что ехать по этим перевалам вполне комфортно. Экстрима и неприятных ощущений нет. Если тебе нужно обогнать, ты всегда это можешь сделать без риска для жизни. А когда катишь с горы нужно выполнять только одно условие - видишь встречных, едешь только в правом ряду.Не знаю, почему у них так. Возможно потому, что автомобили менее доступны населению, чем у нас, возможно потому что бензин стоит 4.5 лиры за литр ($1,5). Страховка тоже очень дорогая, и каждый страховой случай делает ее еще дороже. Каждая поездка выходит недешево, и попадать в неприятности тем более не хочется. И ведь турки далеки от европейской идилии и строгого порядка, но здесь им хватает осмотрительности и культуры.

Тут, дома, у меня нередко возникает ощущение, что люди не боятся попадать в ДТП. Что авария, это обыденность. Да что там, уже авария с погибшими перестала быть шокирующим событием, а стала как-бы информационным фоном. Такие ДТП происходят через день… А надо бояться. Потому что рано или поздно, привычка к небольшим инцидентам приведет к большой трагедии. Потому что в этом случае, водители совершенно не обоснованно надеются на свою избранность. А ее нет. Они просто люди, которые из-за минутного порыва рискуют жизнями людей.


И одна существенная ложка дегтя в турецкую автоидилию - они там не пропускают пешеходов. От слова совсем. Я по привычке пытался пропускать, но пешеходы смотрят с недоверием и стоят на месте. Тихо ждут, когда дорога освободится. Жаль их. И кстати, дороги у них тоже не сахар. Чуть в сторону и дыра на дыре.P.S. Посмотрел статистику ДТП и смертельных случаев в Турции. Она не радужная, но конечно, не сравнимая по числу погибших с нашей страной. Причем число смертельных ДТП снижается в последние 3 года.

...

  • 0

Популярное

Последние новости