Празднуем и даже не догадываемся, какую жуть нам уготовила погода в январе: на каникулах из дома лучше не выходить — риск слишком велик
Глобальное потепление больше не страшилка из прогнозов, заявляет «Pogoda.mail.ru» — оно уже перекроило климатическую карту России. Погода потеряла устойчивость: впереди не только изнуряющая жара, но и куда более тревожные сюрпризы.
О том, чего ждать в начале 2026 года, корреспонденту «Aif.ru» рассказал Роман Вильфанд, научный руководитель Гидрометцентра России. Его совет прост: пора утепляться.
Январь 2026 года окажется необычайно холодным — такого морозного старта года мы не видели давно. Температура опустится на 4 °C ниже современной нормы, а если ориентироваться на климатические стандарты прошлого века — то на 6–7 °C, —
предупредил эксперт.
На каникулах из дома лучше не выходить — риск слишком велик. Впрочем, многие скажут, что они и не собирались никуда. Но это уже совсем иной реверанс.
Под «старой нормой» Вильфанд подразумевает данные 1961–1990 годов. С тех пор планета ощутимо потеплела: свыше трех тысяч метеостанций фиксируют медленный, но неуклонный рост средней температуры. Особенно стремительно теплеет у полюсов и в умеренных широтах — например, в Москве.
За последние 30 лет январская температура в столице поднялась на 3.3 °C. Если раньше средний показатель держался на отметке −9.3 °C, то теперь он равен −6.1 °C. А январь 2025 года и вовсе удивил: впервые за историю наблюдений его средняя температура оказалась положительной — 0.1 °C. «Это невероятно, — подчеркивает Вильфанд. — Центральный месяц зимы перестал быть зимним. Такие показатели типичны для юга Франции, но не для Москвы».
Ученых тревожат не абсолютные цифры (в истории Земли бывали и более жаркие эпохи), а скорость изменений. Палеоклиматологи подтверждают: даже в периоды, когда планета была теплее нынешней на 10 °C, потепление растягивалось на тысячелетия. Сегодня же климат перестраивается в считанные десятилетия — слишком быстро для естественной адаптации.
Но как ледяной январь согласуется с глобальным потеплением? Вильфанд разъясняет: на глобальном уровне теплеет, но локально это рождает хаос. «Нормальная» погода становится редкостью, а экстремальные явления — затяжные ливни, аномальные морозы, рекордная жара — случаются все чаще. Празднуем и даже не догадываемся, какую жуть нам уготовила погода в январе. Похоже, нас снова будет кидать из стороны в сторону, а наиболее уязвимые рискуют наслаждаться каникулами в больнице.
Современный климат складывается из множества экстремальных отклонений, —
поясняет эксперт. —
Это как средняя температура по больнице: где‑то горячка, где‑то озноб, а в сумме — будто бы норма.
Причем сами аномалии усиливаются. Например, летом 2025 года трижды прошли ливни, достойные тропиков: за час выпадало до 60 мм осадков — явление, ранее не зафиксированное в метеорологической летописи.
Такие катаклизмы бьют по обществу: наводнения парализуют города, а жара подрывает здоровье людей. Вильфанд подчеркивает: обратить процесс вспять невозможно, поэтому ключ к выживанию — быстрая адаптация.
Изменения затрагивают все сезоны. Если в середине XX века снег в Москве ложился к началу ноября, то теперь дожди задерживают зиму до 10–12 ноября, а устойчивый покров появляется лишь в конце месяца.
Исследования для каждого региона показывают: последствия потепления будут разными. На юге ЦФО (в Воронежской, Тамбовской, Белгородской, Липецкой и Курской областях) зимы станут снежнее, а лето — засушливее. Это потребует пересмотра земледельческой системы.
К новым реалиям придется приспосабливаться, —
резюмирует Вильфанд. —
В министерствах уже разрабатывают планы, чтобы смягчить негативные эффекты и использовать возможные преимущества климатических перемен.