Мошенники-психологи: как люди попадаются на удочку «сотрудников из банка»
За три месяца 2020 года у рязанцев выманили 23 миллиона рублей. 9 из них – в марте
35-летняя Анастасия Родионова спокойно занималась своими делами, когда ей позвонили с номера, который начинался с цифр 8-800. Рязанка подняла трубку и услышала молодой женский голос: «Здравствуйте, я сотрудник банка». Завязался разговор, после которого Анастасия не досчиталась 70 тысяч на банковской карте.
— Собеседница назвала меня по имени-отчеству, поблагодарила, что я уже давно являюсь клиентом банка, — рассказывает Анастасия. – Даже год, когда я им стала, назвала. Начала очень уверенным голосом рассказывать про акции, кредиты, ипотеки. А потом предложила подключить мобильный банк.
Рязанка согласилась, и по просьбе «сотрудницы» продиктовала данные своей карты – в том числе и три цифры с обратной стороны. А потом назвала и код, который пришел ей в СМС.
— Все действия выполнила, мне сказали, что все хорошо, услуга подключена. А после того, как я положила трубку, мне сразу пришло сообщение – все деньги с моей карты перевели на другую. Я на них хотела диван новый купить! Пыталась перезвонить этой девушке, но трубку уже не взяли, — вспоминает рязанка.
Анастасия – не единственная жертва дистанционных мошенников. По данным рязанской полиции, только за первые три месяца 2020 года у горожан выманили 23 миллиона рублей. Почти 9 из них – в марте.
— Есть три распространенные схемы дистанционного мошенничества, — рассказывает начальник отдела Управления уголовного розыска УМВД России по Рязанской области Андрей Тужик. – Первый – с помощью интернетплощадок размещения объявлений купли-продажи. Мошенник звонит человеку, который продает товар или оказывает услугу, и под предлогом покупки выманивает данные карты. Второй способ – звонок из банка или смс-сообщение с информацией о блокировке карты или еще какими-нибудь негативными известиями. Третья схема — звонок «мама, я в беде»: у человека выманивают деньги под предлогом взятки за прекращение уголовного дела в отношении родственника.
По словам Андрея Тужика, мошенники умело играют на желании сэкономить или на жадности, что в итоге оборачивается потерей денег.
– Откуда злоумышленники узнают имя-отчество гражданина? Люди зачастую сами публикуют эту информацию в интернете – в соцсетях, в интернет-магазинах. Этими первичными данными могут воспользоваться мошенники, — Андрей Тужик, начальник отдела Управления угрозыска УМВД России по Рязанской области.
Важно помнить: сотрудники банка никогда не спросят у вас личные данные карты и одноразовые пароли, им это запрещено. Они не будут просить вас выполнить какие-то действия у банкомата под диктовку. Настоящий банковский сотрудник, если с картой действительно что-то случилось, попросит клиента обратиться в ближайшее отделение банка, но никак не будет решать проблему по телефону.
Если вам с незнакомого номера сообщают, что близкий человек попал в беду, не впадайте в панику – этим и хотят воспользоваться мошенники. Обязательно перезвоните этому человеку и уточните, что с ним, а если его телефон отключен – его близким или коллегам. Это займет пару минут времени, но зато ваши деньги будут в сохранности.
Если вы делаете покупку в интернете, то не переводите предоплату, пока не убедитесь, что товар действительно существует. Кем бы вы ни выступали в сделке куплипродажи, никогда не сообщайте личные данные карты и одноразовые смс-пароли.
- Часто на уловки мошенников попадаются инфантильные люди. Они изначально принимают за правду все, что говорит собеседник. А пожилые верят злоумышленникам, когда те проявляют участие, внимание, заботу. Если вы почувтвуете, что разговор заходит не туда – просто кладите трубку, - отмечает психиатр Динар Челянов.
Советуем почитать, как мошенники выманили у пенсионерки ее накопления - 450 тысяч рублей. Кстати, мы опубликовали короткую памятку по видам дистанционного мошенничества в период пандемии коронавируса - распространите ее среди детей и пожилых родственников.