От чего отказывается цирковой артист ради шоу
Наверняка ваш обычный день выглядит следующим образом: вы просыпаетесь, отвозите детей в школу, едете на работу. В конце дня заглядываете в магазин возле дома. Засыпаете в одной и той же постели каждый вечер. А представьте, что эти постели меняются у вас каждый месяц. И стены, и крыши. И улицы. И города. И даже страны...
Для циркового артиста – это не проблема, а образ жизни. 26 августа Российскому цирку исполнится 102 года. Мы побывали на рязанском манеже и выяснили у артистов, как они ведут жизнь, полную выступлений и переездов.
26 августа 1919 года был подписан Декрет «Об объединении театрального дела», согласно которому цирки России приобрели статус государственных. Эта дата стала официальным праздником.
Виктория Елисеенко, потомственная дрессировщица– Мои родители тоже цирковые, пришли в цирк в 18 лет. Отец – дрессировщик лошадей, а я вот выбрала собак. Для своих животных я как мама, я у них главная. Дрессуре в цирковом училище не учат, это либо есть внутри, либо нет. Обращению с животными я училась непосредственно в цирке. Здесь, кстати, и родилась.
По сути, дрессировщику нужно быть зоопсихологом: угадывать по движениям, поведению, что у животного на уме. Они же не могут сказать, например, что сегодня нет настроения выступать. И это нужно вовремя улавливать, чтобы на выступлении не случился конфуз. Наказывать ни в коем случае нельзя: испуганное животное – не артист.
Я другой жизни, кроме цирка, не знаю. Вот вы живете в Рязани, работаете здесь, долгое время находитесь в одном месте. А мне надо постоянно что-то менять – картинку, города. Для меня сидеть на одном месте – это очень трудно. Я побывала почти во всех городах России, от Владивостока до Москвы. Ездила в Японию, Китай, Венгрию, Испанию, Италию.
Самое сложное в моей жизни – это все запаковать, чтобы через два дня распаковать обратно. Мы постоянно на чемоданах. В последние лет пять это стало особенно сложно. Но я по-другому не могу.
Традиционный русский цирк, я считаю, должен быть, пусть даже у него имеются противники. Это не развлечение – например, как ночной клуб или бар, – это искусство! Это культура.
Лаура Сафаргалина, потомственный жонглер– Мой папа – жонглер, работает в цирке с пятнадцати лет. А я в цирке с рождения. Мне исполнилось десять дней, когда меня на самолете повезли на первые гастроли.
Детство прошло в переездах. За год могла поменять пять-десять школ. Успеваемость, естественно, оставляла желать лучшего, с одноклассниками было тяжеловато. Зато никого надолго запоминать не нужно.
У меня еще есть старшая сестра, она и учила жонглировать – правда, под пристальным контролем папы. На самом деле, жонглировать могут все. Но все зависит от внутренних качеств: от координации, от желания. Нужна тонна терпения, потому что начинающий жонглер – это человек, который стоит и по многу часов кидает три мячика. Это нудно, но необходимо.
У меня есть дочь, ей сейчас 17 лет. Она решила отказаться от этого образа жизни, не захотела продолжать династию. На такое решение повлияла сложность работы в цирке, переезды, смены школ. Она устала от такой кочевой жизни. Я в любом случае поддерживаю ее полностью.
Сейчас у детей есть много направлений, где можно проявить себя. У нас с сестрой такого выбора не было. Мы жили в цирке. Сначала репетиции, потом уже игры. Цирк – это даже не профессия, это образ жизни. Уйти из цирка – это как переселиться в другой мир.
Больше фотографий из цирка смотрите по ссылке.