Бизнес-психолог Родина рассказала рязанцам, нужно ли давать карманные деньги детям
- 5 ноября 09:31
- Ирина Иксанова

Карманные деньги: когда начинать, сколько давать и можно ли платить ребенку за пятерки и мытье посуды? Они не для баловства: как научить ребёнка финансовой грамотности?
«Пора давать ребёнку карманные деньги?» — рано или поздно этот вопрос встаёт перед каждым родителем. Многие переживают, что деньги избавят детей от мотивации помогать по дому или что они потратят их на ерунду. Но Мария Родина — бизнес-психолог, преподаватель РАНХиГС и Университета мировых цивилизаций, предприниматель, основатель студии интернет-рекламы «МАРКЕТОЛОГиЯ», уверена: карманные деньги — это не про «баловать», а про первый и самый безопасный урок финансовой ответственности.
Когда начинать?
По мнению эксперта, идеальное время для начала — младшая школа, примерно в 6–7 лет. В этом возрасте ребёнок уже способен понять, что деньги не берутся из ниоткуда, их количество ограничено, и тратить их нужно с умом.
Не награда, а ответственность
Ключевой совет от Марии — не превращать карманные деньги в плату за хорошее поведение или оценки.
Платить за пятёрки — значит подменять внутреннюю мотивацию внешней. Ребёнок начинает учиться не из интереса к знаниям, а ради вознаграждения.
Платить за помощь по дому — тоже не лучшая идея. Уборка своей комнаты или мытьё посуды — это не работа, а естественная часть жизни в семье, общая ответственность.
Карманные деньги должны быть просто фиксированной суммой, которую ребёнок получает регулярно (например, раз в неделю). Это часть его личной зоны ответственности.
Какой должен быть подход?
1. Фиксированная сумма. Договоритесь о регулярной и неизменной сумме, пусть даже небольшой. Важно, чтобы ребёнок знал: это его бюджет, и он сам решает, на что его потратить.
2. Право на ошибку. Не ругайте, если вся сумма в первый же день ушла на сладости или наклейки. Позвольте ему прожить этот опыт. Ощущение, что «денег нет, а до конца недели ещё далеко» — самый ценный и безопасный финансовый урок, пока ставки ещё невысоки.
3. Дополнительный доход. Если ребёнок хочет купить что-то дорогое, можно предложить ему заработать. Но это должны быть не обычные домашние обязанности, а особые задачи, требующие инициативы: помочь с организацией праздника, придумать и сделать креативный подарок бабушке, провести небольшое исследование для семьи.
Я мама пятерых детей и мои дети получают зарплату. Да да, именно зарплату. Каждую пятницу у них день зарплаты. И нет, мы не платим за работу или за оценки, мы им платим просто на карманные расходы. И да, для нас это выгодней, чем «мама купи», потому что теперь они сами копят и покупают. Мы покупаем подарки теперь только два раза в год, день рождения и Новый год. У детей сейчас есть возможность научиться копить и выбирать между потратить на всякую ерунду и все же долгожданную игрушку. Это небольшие суммы, к примеру сын 9 лет получает 350₽ в неделю. А в 10 он будет получать 400, каждый год прибавляется 50₽. Дочка 12 лет получает 500₽. И поверьте, когда нет фиксированной суммы, то родитель тратит на хотелки детей гораздо большие суммы. А дети не понимают ,когда пора остановиться в своих «дай денег». Но если ребенку не хватает на что-то, он хочет «подзаработать», мы всегда даем возможность это сделать, предлагаем выполнить работу не входящую в ежедневную обязанность, рассказывает Екатерина Новикова, мама 5 детей.
Почему это работает?
Такой подход учит ребёнка самому главному — осознанному обращению с финансами. Он на практике, а не в теории, узнаёт, что такое бюджет, приоритеты и последствия необдуманных трат. Всё это происходит в безопасной среде, где ошибка учит, а не калечит.