"Тайная" жизнь проводников РЖД: 6 тонкостей, что остаются вне глаз пассажиров
- 7 августа 14:30
- Виктория Ирышкова

Заглянем в закулисье работы проводника.
Вы когда-нибудь задумывались о том, что происходит по ту сторону вашего путешествия на поезде? И мы говорим о работе проводников. Каждый из нас знает, что проводник проверяет билеты, приносит чай и следит за порядком в вагоне. Но это лишь верхушка айсберга его деятельности. Между тем, за каждым вагоном стоит человек, чьё предназначение - это настоящий марафон обязанностей, о которых пассажиры даже не догадываются. Посмотрим на то, насколько суровые правила и инструкции РЖД предписывает исполнять угодливым служащим пассажирских вагонов.
1. Проводник - это не только чай и билеты
Когда вы садитесь в поезд, проводник встречает вас у дверей вагона. Но это лишь начало. Его работа начинается задолго до вашего прихода и заканчивается далеко после вашего ухода.
Проверка билетов - это не просто формальность. Проводник должен убедиться в том, что в вагоне нет посторонних и не допустить потенциально опасных лиц к другим пассажиром. Если билет электронный, то этот многофункциональный работник РЖД открывает довольно сложное специальное устройство и сверяет данные со списком, который получает за час до отправления.
Уборка вагона - это не просто «подмести пол». Проводник должен проводить сухую уборку не менее двух раз в сутки, влажную - каждые 12 часов, а туалеты и тамбуры очищать от загрязнения каждые 6 часов. И да, он проверяет наличие мыла и туалетной бумаги каждый час. Равно как смотрит за тем, чтобы в вагоне не оставалось забытых вещей.
Застилать постель - это не просто базовая просто услуга от РЖД за купленные билеты. Застилать постель - это прямая обязанность проводника. Но важное отступление - только по просьбе пассажира. А вот собирать белье после поездки - это уже работа вагонного служащего, от которой не отвертишься. И это нужно помнить, с учётом того, что многие проводники пытаются переложить эту задачу на пассажиров.
2. Что ещё скрывают проводники?
Проводники - это не просто обслуживающий персонал. Они - хозяева вагона, полностью знающие конструктив вверенного имущества. А потому и их обязанности гораздо шире, чем кажется на первый взгляд.
Но что они скрывают? К примеру, вы знали, что в каждом вагоне есть ремни безопасности? Проводник обязан выдать их по запросу пассажира, в частности для верхних полок.
Ко всему прочему проводник – это ещё и прекрасный продавец. А потому чай и кофе именно реализуются, как товар, так как хозяин вагона должен совершать периодический обход вверенных владений и предлагать горячие напитки три раза в день. Однако навязывать эти услуги он не имеет право.
Швейный набор и аптечка – это те вещи, которые должны быть в каждом вагоне. И самое важное дополнение – согласно договору пассажир может воспользоваться ими бесплатно.
3. Что пассажиры могут требовать бесплатно?
-
Постельное белье: в купейных и спальных вагонах оно уже включено в стоимость билета. В плацкарте можно отказаться, но тогда вы не сможете пользоваться матрасом и одеялом;
-
Ремни безопасности: по идее – обязательная деталь для верхних полок;
-
Швейный набор и аптечка: должны быть в каждом вагоне и предоставляться по первому требованию;
-
Настольные игры: шахматы, шашки, домино - всё это можно попросить у проводника бесплатно.
Общий вагон и плацкартный вагон – это основы комфортности, который позволяет добраться в тепле и относительном уюте из точки в точку. Но есть ещё фирменные поезда и СВ-вагоны, которые считаются местами повышенного комфорта с особым набором услуг.
4. Фирменные поезда и СВ: что скрыто за повышенным комфортом?
Фирменные поезда и вагоны СВ — это немного отдельная история. Тут уровень сервиса на порядок выше, но и обязанности проводников тоже.
К примеру, любому пассажиру предоставляется так называемый «Набор путешественника». Он включает в себя зубную щётку, пасту, мыло, влажные салфетки - всё это предоставляется бесплатно. Ко всему прочему в некоторых поездах пассажиров кормят горячим завтраком. Но тут надо уточнять – эта услуга предоставляется далеко не везде.
Если в купе есть встроенные микроволновки и мини-холодильники, то ими можно воспользоваться совершенно бесплатно и без дополнительных сборов. А потому разогреть еду или охладить напитки можно в любой момент при наличии соответствующего оборудования.
Обычно, в особых вагонах у проводника тот же самый набор обязанностей, что и везде. Но в каждом вагоне есть свои персональные нюансы. Например, в вагонах СВ проводник обязан следить за кондиционером, телевизором и даже душем, если они есть.
5. Что делать, если проводник не выполняет свои обязанности?
Если вы столкнулись с хамством, неграмотным обслуживанием или отказом в предоставлении услуг, вы имеете полное право пожаловаться.
-
Книга отзывов: проводник обязан предоставить её по вашему требованию;
-
Официальная жалоба в РЖД: вы можете написать официальную жалобу через сайт или приложение, а то и заявление на имя начальника поезда;
-
Транспортная полиция: если проводник не справляется с поддержанием порядка в вагоне (имеется в виду - не может справиться с неподобающим поведением пассажиров), то вы можете вызвать полицию самостоятельно, либо вменить эту обязанность самому проводнику.
Всё это важно помнить, если, по вашему мнению, в вашем вагоне что-то сильно идёт не так, как положено.
6. Проводник - это не только работа, это образ жизни
Проводники работают круглосуточно. И ночные смены для них норма. Каждый пассажир - это отдельная история, и проводник должен быть готов к любым ситуациям. От чистоты до безопасности - всё это лежит на плечах проводника.
Теперь вы знаете, что проводник - это не просто человек, который приносит чай и проверяет билеты. Это настоящий хозяин вагона, который следит за огромным количеством вещей и людей одномоментно. И в следующий раз, когда вы сядете в поезд, то обязательно вспомните, сколько работы стоит за вашим комфортом. А потому, без надобности, не перегружайте этих очень важных тружеников РЖД – они и так очень тяжело зарабатывают себе на хлеб, - пишет автор дзен-канала Стройхак