Зачем русские мастера носили на груди жёлтую печеньку в холщовом мешочке: хитрая вещь дарила богатство и смерть одновременно
- 30 ноября 06:16
- Алена Жилина

В середине 19 века по Европе пронеслась новость: стеклодув из Богемии сделал необыкновенно красивое стекло. Мастер запросил за своё изобретение бешеные деньги — даже дороже, чем стоило популярное тогда рубиновое стекло, которое очень любили короли. Эту историю рассказал автор Дзен-канала Стеклянная сказка, который раскрыл тайну "желтых печенек", которые в холщовых мешочках носили мастера-стеклодувщики.
Мода для всех: от дворцов до обычных домов
Поначалу каждый уважающий себя монарх хотел заполучить такое стекло — чтобы похвастаться богатством. Но постепенно этот материал стал доступнее. Секрет производства прост: в обычную расплавленную стеклянную массу добавляли немного диоксида урана. Это не только давало красивый зелёный цвет, но и делало стекло более прозрачным и блестящим, похожим на дорогой хрусталь.
Золотой век для производителей
Настоящий расцвет наступил в начале 20 века, когда урановое стекло стало по карману многим горожанам. Для стеклодувов это было спасением — стоило добавить в обычное стекло уран, и его цена взлетала в несколько раз. Производства, которые раньше едва сводили концы с концами, начинали приносить огромную прибыль.
В России первые мастера-«зеленщики» появились в конце XIX века в Гусь-Хрустальном. Одним из пионеров этого направления стал прославленный химик и стеклодув Василий Рябов. Его работы, как и в Европе, пользовались бешеным успехом.
Трагедия в зелёных тонах: невидимая угроза
Однако как за рубежом, так и в России вскоре заметили, что мастера-«зеленщики» умирали слишком рано. После 5-7 лет активной работы и купания в деньгах, человек уходил из жизни. Изначально это списывали на профессиональные риски, но с развитием диагностики у всех стеклодувов, работавших с урановым стеклом, начали обнаруживать рак. При этом у владельцев изделий из него никаких отклонений не находили.
«Жёлтые печеньки»: смертельный секрет производства
В конце концов, виновник был найден — им оказался настуран, или урановая смолка. После обработки этот минерал превращался в жёлто-зелёный порошок. Для удобства его прессовали в таблетки диаметром 10-12 сантиметров, похожие на печенье («yellow cake»).
Эти радиоактивные «печенья» мастера-стеклодувы часто носили в холщовых мешочках на груди, а во время работы засовывали их под сиденье и попросту садились на них. Рабочая смена в России могла длиться 8, 10, 12 и даже 14 часов. Тот же Василий Рябов после увольнения с завода прожил лишь 2 года и скончался в возрасте 40 лет, полностью облысев.
Закат эпохи: негласный запрет
Примечательно, что прямого запрета на производство уранового стекла никогда не вводилось. В СССР его негласно прекратили выпускать в 1940-е годы. В США и Европе уран изъяли из оборота во время подготовки к Манхэттенскому проекту. После окончания Второй мировой войны запрет отменили, но к восстановлению производства не вернулись: к тому времени последствия радиации стали общеизвестны.
В настоящее время такое стекло выпускают всего две фирмы, причём мастера-стеклодувы не используются — весь процесс автоматизирован и основан на прессовании.