Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика, top.mail.ru, LiveInternet.

Психолог Ника Болзан разъяснила, что предпринять, если ребенок не хочет делать уроки

Психолог Ника Болзан разъяснила, что предпринять, если ребенок не хочет делать уроки Pxhere.com

Эксклюзивно для издания «ПроГород62» эксперт-психолог Ника Болзан ответила, что предпринять, если ребенок не хочет делать уроки.

«Для многих родителей выполнение домашних заданий с ребенком превращается в настоящий источник стрессов и конфликтов. При этом нежелание делать уроки часто интерпретируется как лень, упрямство или даже открытый протест. Однако,  такое поведение крайне редко сводится к простому нежеланию. Напротив, отказ от занятий чаще всего является важным сигналом о скрытых эмоциональных, когнитивных или социальных проблемах, которые требуют глубокого понимания и эмпатии», — комментирует эксперт-психолог Ника Болзан 

Почему ребенок не хочет делать уроки 

«Актуальность данной проблемы подтверждается исследованием 2022 года:  около 70% детей и родителей испытывают выраженный стресс, связанный с домашними заданиями. При этом время, затрачиваемое на их выполнение, нередко существенно превышает рекомендованные возрастные нормы», — комментирует психолог Ника Болзан.

За нежеланием делать уроки могут скрываться следующие факторы:

1. Когнитивные трудности: «Я не понимаю и не справляюсь». 

Причина. Основой нежелания делать уроки может быть неспособность освоить материал. Это часто связано с пробелами в базовых знаниях, специфическими особенностями восприятия (такими как дислексия, дисграфия, дискалькулия, СДВГ) или сложностью текущей темы. В результате возникает страх неудачи, что ведет к избеганию выполнения заданий.
 Пример. Ребенок демонстрирует внешние признаки прокрастинации, часами "сидя" над одной математической задачей. Истинная причина – он не усвоил  новую тему и боится в этом признаться.
2. Эмоциональное и физическое переутомление: «Я устал».
Причина. Современные дети часто сталкиваются с хронической перегрузкой, вызванной сложной школьной программой, многочисленными кружками, секциями и дополнительными занятиями. Недостаток полноценного сна, свежего воздуха и времени для свободных игр приводит к физической усталости, апатии и эмоциональному выгоранию. В таком состоянии мозг не способен к эффективной концентрации и усвоению информации.
 Пример. После семи уроков в школе, двухчасовой спортивной тренировки и часа дороги домой, от ребенка требуют еще два часа заниматься уроками. Его организм и психика находятся на пределе своих возможностей, что делает продуктивную работу невозможной.

3. Мотивационный тупик: «Зачем мне это нужно?»
Причина. Отсутствие понимания цели и ценности обучения. Если ребенок не видит связи между школьными знаниями и реальной жизнью, не понимает, зачем ему этот предмет, он теряет внутреннюю мотивацию. Внешняя мотивация (страх наказания, обещание награды) работает лишь кратковременно.
Пример. Подросток, увлеченный программированием, не видит смысла в глубоком изучении литературы, так как это не связано с его будущей профессией.

4. Проблемы во взаимоотношениях и борьба за контроль: «Я сам решаю, когда и что делать!»
Причина. Уроки могут стать полем битвы за автономию и власть между ребенком и родителем. Чрезмерный контроль, постоянное давление, нотации и принуждение вызывают сопротивление и протест. Ребенок использует уроки как инструмент для утверждения своей независимости.

Пример. Родитель каждый вечер критикует, контролирует, что вызывает у ребенка желание вообще ничего не делать, лишь бы не сталкиваться с этим контролем.

5. Внешние отвлекающие факторы и неподходящая среда: «Все вокруг интереснее.»
Причина. Отсутствие организованного учебного места, постоянные отвлекающие факторы (телевизор, компьютер, телефон, младшие братья/сестры, шум) делают процесс выполнения уроков неконструктивным.
Пример. Ребенок пытается делать уроки в комнате, где постоянно ходят домочадцы, работает телевизор, включена музыка.

6. Перфекционизм и страх ошибки: «Лучше не делать вообще, чем сделать плохо.»
 Причина. Некоторые дети, особенно те, у кого высокие ожидания к себе или которым родители постоянно указывают на ошибки, могут испытывать сильный страх сделать что-то неправильно. Это приводит к прокрастинации и полному отказу от выполнения задания.
Пример. Ребенок не начинает выполнять задание по ИЗО, потому что боится, что его работа не будет такой идеальной, как у одноклассников, или не понравится учителю.

Что делать, если ребенок не хочет делать уроки

«Поняв глубинные причины нежелания ребенка делать уроки, можно перейти от конфликта к конструктивным действиям. В этом помогут стратегии, которые сформируют условия для его внутренней мотивации, развития самостоятельности и восстановления позитивного отношения к учебе», — комментирует психолог Ника Болзан.

1. Создайте рабочую среду и ритуалы.
 Совет. Организуйте постоянное, тихое и хорошо освещенное место для занятий. Уберите отвлекающие гаджеты, игрушки. Установите четкое расписание для уроков.
Пример. «Каждый день с 16:00 до 17:30 мы занимаемся уроками. В это время телефон лежит на зарядке в другой комнате, а я не отвлекаю тебя вопросами.»

2. Развивайте самостоятельность и ответственность.  

Совет. Ваша задача – научить ребенка учиться, а не делать уроки за него. Предложите свою помощь в понимании задания, но позвольте ему самому искать решение. Разбейте большие задачи на маленькие шаги.
Пример. Вместо «Давай, я сделаю это уравнение, ты не можешь!» скажите: «Помнишь, как мы решали похожие уравнения? Давай подумаем вместе, какой шаг будет первым. Что мы знаем? Что нужно найти?»


3. Мотивируйте через интерес.

 Совет. Ищите связь между школьным материалом и интересами ребенка. Хвалите не за результат (пятерку), а за усилие, приложенное старание, настойчивость. Это формирует установку на успех.
Пример. «Вижу, тебе было трудно с этой задачей, но ты не сдался и нашел решение! Это замечательно!» или «Как думаешь, где эти знания по истории могут пригодиться? А может, посмотрим фильм на эту тему?».

4. Предоставьте выбор и самоконтроль. 

Совет. Дайте ребенку возможность выбирать: с какого предмета начать, какие перерывы он хочет сделать (и когда). Чувство контроля над ситуацией снижает протест.
Пример. «Ты хочешь начать с математики или с русского? А может, сначала английский?» или «Ты делаешь уроки 30 минут и потом 10 минут перерыв, или 40 минут, а потом 15 минут перерыв ?»

5. Управляйте нагрузкой и отдыхом. Совет. Убедитесь, что ребенок достаточно спит. Проверьте расписание кружков – нет ли перегрузки. Включите в режим дня время для активного отдыха и свободной игры.

Пример. Каждые 40-50 минут организуйте перерыв на 10-15 минут. Пусть ребенок встанет, сделает небольшую зарядку, выпьет воды. 


6. Работайте со страхом ошибки.

Совет.  Подчеркивайте, что ошибки – это нормально и часть процесса обучения, а не повод для критики. Фокусируйтесь на том, что ребенок узнал или как он старался, а не только на оценке.
Пример.  «Даже если ты получишь не самую высокую оценку, главное, что ты разобрался в теме. А ошибки – это просто возможность понять, что нужно еще подтянуть.»
«Нежелание ребенка делать уроки – это гораздо больше, чем просто учебная проблема,  это  сигнал о его низком уровне психологического благополучия. В этой ситуации, вместо того вместо того чтобы бороться с внешними проявлениями протеста, приложите усилия, чтобы понять его истинные причины. Слушайте ребенка, доверяйте его чувствам и создавайте атмосферу безусловной поддержки, где он сможет без страха признаться в своих трудностях. Именно такой подход, основанный на партнерстве, формирует у ребенка высокий уровень психологического благополучия», — подытожила эксперт-психолог Ника Болзан.

...

  • 0

Популярное

Последние новости