Психолог Ника Болзан разъяснила, что предпринять, если ребенок не хочет делать уроки
- 10:33 10 декабря
- Анастасия Козлова

Эксклюзивно для издания «ПроГород62» эксперт-психолог Ника Болзан ответила, что предпринять, если ребенок не хочет делать уроки.
«Для многих родителей выполнение домашних заданий с ребенком превращается в настоящий источник стрессов и конфликтов. При этом нежелание делать уроки часто интерпретируется как лень, упрямство или даже открытый протест. Однако, такое поведение крайне редко сводится к простому нежеланию. Напротив, отказ от занятий чаще всего является важным сигналом о скрытых эмоциональных, когнитивных или социальных проблемах, которые требуют глубокого понимания и эмпатии», — комментирует эксперт-психолог Ника Болзан
Почему ребенок не хочет делать уроки
«Актуальность данной проблемы подтверждается исследованием 2022 года: около 70% детей и родителей испытывают выраженный стресс, связанный с домашними заданиями. При этом время, затрачиваемое на их выполнение, нередко существенно превышает рекомендованные возрастные нормы», — комментирует психолог Ника Болзан.
За нежеланием делать уроки могут скрываться следующие факторы:
1. Когнитивные трудности: «Я не понимаю и не справляюсь».
Причина. Основой нежелания делать уроки может быть неспособность освоить материал. Это часто связано с пробелами в базовых знаниях, специфическими особенностями восприятия (такими как дислексия, дисграфия, дискалькулия, СДВГ) или сложностью текущей темы. В результате возникает страх неудачи, что ведет к избеганию выполнения заданий.
Пример. Ребенок демонстрирует внешние признаки прокрастинации, часами "сидя" над одной математической задачей. Истинная причина – он не усвоил новую тему и боится в этом признаться.
2. Эмоциональное и физическое переутомление: «Я устал».
Причина. Современные дети часто сталкиваются с хронической перегрузкой, вызванной сложной школьной программой, многочисленными кружками, секциями и дополнительными занятиями. Недостаток полноценного сна, свежего воздуха и времени для свободных игр приводит к физической усталости, апатии и эмоциональному выгоранию. В таком состоянии мозг не способен к эффективной концентрации и усвоению информации.
Пример. После семи уроков в школе, двухчасовой спортивной тренировки и часа дороги домой, от ребенка требуют еще два часа заниматься уроками. Его организм и психика находятся на пределе своих возможностей, что делает продуктивную работу невозможной.
3. Мотивационный тупик: «Зачем мне это нужно?»
Причина. Отсутствие понимания цели и ценности обучения. Если ребенок не видит связи между школьными знаниями и реальной жизнью, не понимает, зачем ему этот предмет, он теряет внутреннюю мотивацию. Внешняя мотивация (страх наказания, обещание награды) работает лишь кратковременно.
Пример. Подросток, увлеченный программированием, не видит смысла в глубоком изучении литературы, так как это не связано с его будущей профессией.
4. Проблемы во взаимоотношениях и борьба за контроль: «Я сам решаю, когда и что делать!»
Причина. Уроки могут стать полем битвы за автономию и власть между ребенком и родителем. Чрезмерный контроль, постоянное давление, нотации и принуждение вызывают сопротивление и протест. Ребенок использует уроки как инструмент для утверждения своей независимости.
Пример. Родитель каждый вечер критикует, контролирует, что вызывает у ребенка желание вообще ничего не делать, лишь бы не сталкиваться с этим контролем.
5. Внешние отвлекающие факторы и неподходящая среда: «Все вокруг интереснее.»
Причина. Отсутствие организованного учебного места, постоянные отвлекающие факторы (телевизор, компьютер, телефон, младшие братья/сестры, шум) делают процесс выполнения уроков неконструктивным.
Пример. Ребенок пытается делать уроки в комнате, где постоянно ходят домочадцы, работает телевизор, включена музыка.
6. Перфекционизм и страх ошибки: «Лучше не делать вообще, чем сделать плохо.»
Причина. Некоторые дети, особенно те, у кого высокие ожидания к себе или которым родители постоянно указывают на ошибки, могут испытывать сильный страх сделать что-то неправильно. Это приводит к прокрастинации и полному отказу от выполнения задания.
Пример. Ребенок не начинает выполнять задание по ИЗО, потому что боится, что его работа не будет такой идеальной, как у одноклассников, или не понравится учителю.
Что делать, если ребенок не хочет делать уроки
«Поняв глубинные причины нежелания ребенка делать уроки, можно перейти от конфликта к конструктивным действиям. В этом помогут стратегии, которые сформируют условия для его внутренней мотивации, развития самостоятельности и восстановления позитивного отношения к учебе», — комментирует психолог Ника Болзан.
1. Создайте рабочую среду и ритуалы.
Совет. Организуйте постоянное, тихое и хорошо освещенное место для занятий. Уберите отвлекающие гаджеты, игрушки. Установите четкое расписание для уроков.
Пример. «Каждый день с 16:00 до 17:30 мы занимаемся уроками. В это время телефон лежит на зарядке в другой комнате, а я не отвлекаю тебя вопросами.»
2. Развивайте самостоятельность и ответственность.
Совет. Ваша задача – научить ребенка учиться, а не делать уроки за него. Предложите свою помощь в понимании задания, но позвольте ему самому искать решение. Разбейте большие задачи на маленькие шаги.
Пример. Вместо «Давай, я сделаю это уравнение, ты не можешь!» скажите: «Помнишь, как мы решали похожие уравнения? Давай подумаем вместе, какой шаг будет первым. Что мы знаем? Что нужно найти?»
3. Мотивируйте через интерес.
Совет. Ищите связь между школьным материалом и интересами ребенка. Хвалите не за результат (пятерку), а за усилие, приложенное старание, настойчивость. Это формирует установку на успех.
Пример. «Вижу, тебе было трудно с этой задачей, но ты не сдался и нашел решение! Это замечательно!» или «Как думаешь, где эти знания по истории могут пригодиться? А может, посмотрим фильм на эту тему?».
4. Предоставьте выбор и самоконтроль.
Совет. Дайте ребенку возможность выбирать: с какого предмета начать, какие перерывы он хочет сделать (и когда). Чувство контроля над ситуацией снижает протест.
Пример. «Ты хочешь начать с математики или с русского? А может, сначала английский?» или «Ты делаешь уроки 30 минут и потом 10 минут перерыв, или 40 минут, а потом 15 минут перерыв ?»
5. Управляйте нагрузкой и отдыхом. Совет. Убедитесь, что ребенок достаточно спит. Проверьте расписание кружков – нет ли перегрузки. Включите в режим дня время для активного отдыха и свободной игры.
Пример. Каждые 40-50 минут организуйте перерыв на 10-15 минут. Пусть ребенок встанет, сделает небольшую зарядку, выпьет воды.
6. Работайте со страхом ошибки.
Совет. Подчеркивайте, что ошибки – это нормально и часть процесса обучения, а не повод для критики. Фокусируйтесь на том, что ребенок узнал или как он старался, а не только на оценке.
Пример. «Даже если ты получишь не самую высокую оценку, главное, что ты разобрался в теме. А ошибки – это просто возможность понять, что нужно еще подтянуть.»
«Нежелание ребенка делать уроки – это гораздо больше, чем просто учебная проблема, это сигнал о его низком уровне психологического благополучия. В этой ситуации, вместо того вместо того чтобы бороться с внешними проявлениями протеста, приложите усилия, чтобы понять его истинные причины. Слушайте ребенка, доверяйте его чувствам и создавайте атмосферу безусловной поддержки, где он сможет без страха признаться в своих трудностях. Именно такой подход, основанный на партнерстве, формирует у ребенка высокий уровень психологического благополучия», — подытожила эксперт-психолог Ника Болзан.