logo
  • Вконтакте
  • Дзен

Эти имена звучали в каждом дворе 200 лет назад — сегодня их почти не встретишь

Эти имена звучали в каждом дворе 200 лет назад — сегодня их почти не встретишь
Сегодня в 11:11pxhere.com

Кажется, в детском саду сегодня сплошные Матвеи, Платоны и Софии. Красиво, привычно, безопасно. Но стоит открыть дореволюционные списки имён — и будто попадаешь в другую эпоху. Там звучит иначе. Смелее. Иногда странно, но очень по-настоящему.

Мужские имена, которые звучат как характер

Первым вспоминается Акакий — имя, которое многие знают по гоголевской Шинели. Неблагозвучное? Возможно. Но значение у него светлое — беззлобный. Разве это плохо?

А сколько было имён на П: Порфирий, Пафнутий, Поликарп, Пахом. Сегодня они кажутся почти сказочными. Зато уменьшительные формы — тёплые и домашние: Порфиша, Пафнуша, Поликаша, Паша. В них нет тяжеловесности, только привычная мягкость.

Исчезли и Осипы, Остапы, Оресты. Почти не встречается Онуфрий, хотя звучит необычно и запоминается сразу. Реже называют мальчиков Афанасиями, Антипами, Викентиями, Зиновиями. А ведь значения у многих имён говорящие: побеждающий, бессмертный, живущий богоугодно.

Раньше смысл имени действительно имел значение. Кузьма — от греческого космос, мир, украшение. Евграф — буквально писаный красавец. Фрол — цветущий. В этих словах будто заложено пожелание судьбы.

Женские имена — как из старинного романа

В детских садах редко услышишь Алевтину или Степаниду. Евдокия стала Дусей и потому, возможно, исчезла. Евлампия — Лампой. Олимпиада — Липой. Уменьшительные формы иногда решают всё.

А ведь сколько красивых значений. Авдотья — наполненная добром. Евлалия — красноречивая. Калерия — красивая. Гликерия — сладкая. Пульхерия — прекрасная. Неонила — молодая.

У этих имён неожиданно много домашних вариантов: Каля, Леруша, Нила, Луша, Лика. Даже Капитолина легко превращается в Капу. А Леокадия — в Лёку.

Есть и более яркие: Акулина — орлица, Серафима — огненная ангелица, Фаина — блистающая, Матрёна — знатная женщина, Апполинария — посвящённая Аполлону. Они звучат не скромно, а с характером.

Иногда кажется, что мы боимся необычного. А потом проходит сто лет — и имя снова возвращается. Кто знает, может, совсем скоро в песочнице будут играть маленькие Порфиши и Лукерьки. И это уже не покажется странным.

Возвращается все в более-менее обычное русло, к достаточно распространенным, известным и в чем-то нейтральным именам, таким как Александр, Михаил, — рассуждает психолог Алексей Рощин.

Читайте также, как приготовить тонкие блины.

Источник: Дзен

Автор: Ксения Заярнюк