Откуда взялись акулы в Шацке: интервью с рязанским палеонтологом
В детстве Сергей Солонин фанател от фильмов про динозавров, а теперь сотрудничает с их консультантами
Трудно представить себе более несопоставимые вещи, чем рязанские пейзажи и море. Однако так было не всегда. Сто миллионов лет назад здесь плескались мелкие тёплые воды, в которых обитали те самые шацкие акулы. Сейчас их изучают учёные-палеонтологи, в том числе и из Рязанского государственного университета. Мы поговорили с Сергеем Солониным, участником раскопок в карьерах Шацкого района о древней фауне нашего края, и том, как он стал заниматься её изучением.
Об ископаемых. Главным образом тут известны остатки акул и морских рептилий. Изначально мы изучали именно акул, а плезиозавры, находок которых меньше, рассматривались по остаточному принципу. Однако в последние годы мы поняли, что "рязанский морской тираннозавр" мог бы стать отличным брендом нашей области. В этом году должны выйти работы не только по акулам, но и пресмыкающимся, и даже птерозаврам, зубы которых нашли под Шацком. Последнее может говорить о том, что тут могла быть и суша, и сухопутная фауна - в том числе динозавры.
О начале интереса. Мой путь в палеонтологию, если честно, банален. Я с детства интересовался ею, читал книги, смотрел фильмы. Наверно, восемь из десяти палеолюбителей могут сказать то же самое. Не думал, что придётся поработать с научными консультантами "Прогулок с динозаврами", только мечтал. А сейчас вот работаем.
Об экспедициях. Выезд в поле - это всегда праздник. Но это и одна из основных частей работы, где мы добываем материал для изучения. Выезды - это своя, особая романтика, вот сейчас ждём не дождёмся, когда сойдёт снег. А места там и сами по себе замечательные - не зря шацким месторождениям хотят дать статус природного памятника. А вот курьезных случаев на раскопках, если честно, не припомню.
На рабочем месте Вид на карьерО работе. Романтика романтикой, но непосредственно работа достаточно тяжёлая, и, скажем так, медитативная - просеивание небольших порций песка через сита разной размерности, что затратно по времени и много не просеять. А если искать крупные остатки, то надо перерыть гораздо больше породы. И, кроме того, чтобы сэкономить время, придётся пожертвовать поиском мелких, но, возможно, не менее ценных окаменелостей.
Сергей Солонин с фрагментом ростра-"меча" древней рыбы протосфиреныО несправедливости. Карьер в Малом проломе хотят рекультивировать, или, попросту говоря, засыпать. Если это случится, то и о науке, и о туризме можно будет забыть. Мы уже три года пишем обращения, чтобы этого не делали, но всё без толку. Поэтому в ближайший сезон надо собрать всё, что только возможно нашими силами.
О нынешнем состоянии работ. Карьер активно начали изучать с 2018 года. Первый результат - в прошлом году учёные из Рязани принимали участие в онлайн-конференции Американского Геологического сообщества с докладом об акулах нашего региона. А сейчас пишется несколько работ, посвящённых и акулам, и морским ящерам, и даже птерозаврам - на любой вкус. Все они должны выйти в этом году.
Мы писали и про находки акул в Шацком районе, и про то, как их наконц-то начали изучать, тоже рассказывали.