Рязанские трущобы: как выживают хронические бедняки
В конце прошлого года Владимир Путин объявил в стране борьбу с бедностью, мол, необходимо повысить уровень благосостояния и переселить людей из трущоб в нормальные дома. Что ж, судя по статистике Росстата за три года, какие-никакие успехи есть. Но и бедняки никуда не делись. Чтобы убедиться, не нужно ехать ни в какие глубинки. Достаточно отправиться на рязанский блошиный рынок. Здесь можно все, что угодно, от яблок и до редкого слесарного инструмента. Но больше всего здесь искалеченных жизней.
Статистика Росстата: уровень бедности в 2018 году составил 12,6%, в 2019 году – 12,3%, в 2020 году – 12,1%
На блошином рынке прилавки пестрят, но люди очень похожи и объединены одной общей проблемой – они находятся за чертой бедности. Они считают копейки, чтобы накопить на обед, некоторые оказались на грани бомжевания. Приходится продавать накопленное за долгие годы жизни: старые потрепанные книги, пленочные кассеты, советские игрушки, всеми забытые виниловые пластинки, ржавые инструменты, поломанную технику, поношенную одежду... Здесь можно даже найти швейную машинку «Зингер» – когда-то о ней мечтали многие советские женщины.
Справка: Рязанский блошиный рынок находится на Лыбедском бульваре у стадиона «Спартак», работает в выходные с 8:00 до 15:00 часов.
«Мы не отчаиваемся, ведь как иначе?»
Вот, например, у входа на рынок на небольшом деревянном стульчике-раскладушке сидит женщина лет пятидесяти. В ассортименте у нее – и следочки для обуви, и одежда вперемешку с посудой. Увидев нас, она сперва смущается. Но спустя некоторое время все же рассказывает свою «маленькой» трагедией:
– Тяжко нам, тут и не поспоришь. Нас запугивают, выживают. У подруги, которая тоже торгует здесь, дом подожгли, еле осталась в живых. Никакого уважения, а ведь она вдова офицера! Теперь живем вместе. Но мы не отчаиваемся, держимся. А как иначе? — неожиданно бойким тоном рассказывает женщина. А рядом стоит та самая подруга, которая еле сдерживает слезы.
«А ведь у меня даже высшее образование есть»
Идем вглубь рынка и знакомимся с еще одной женщиной – с маленькой, худенькой, кутающейся в большую теплую куртку. На рынке она – постоянная обитательница, торгует практически всю свою жизнь:
– А ведь у меня даже высшее образование есть. В свое время закончила Московский нефтегазовый университет, даже в компании хорошей работала, но в 90-е годы попала под сокращение. С тех пор и торгую. Сначала в Москве на Черкизовском была точка, потом, когда стали «прижимать», вернулась в Рязань, — с грустью делится своей историей продавщица.
«На тот свет вещи с собой не заберешь, а так хоть какая-то копеечка будет»
Сталкиваемся с пожилым хриплым мужчиной. На вопрос: «Как давно торгуете здесь?», скромно отвечает, что подрабатывает уже несколько лет:
– Продаю все ненужное барахло из гаража. Куда мне это все девать? На тот свет с собой не заберу, детям и внукам это не нужно. А так хоть какая-то копеечка будет. Вон раритет со времен СССР остался – настоящий американский табак. Такого уже не делают, – с гордой скромностью говорит пенсионер.
«Возьмите яблочки. Всего 25 рублей за килограмм»
На выходе встречаем пожилого седого мужчину. Торгует садовыми яблоками:
– Возьмите яблочки. Всего 25 рублей за килограмм. У меня в этом году их полно. Мешок сушёных уже продал, вон остались только пару вёдер свежих, – предлагает он.
Ну а мы что? А мы, конечно же, взяли. И честно сказать, это были самые вкусные яблоки в нашей жизни.Удивительно, как здесь, прямо в центре Рязани, среди красивых высоток и дорогих машин можно встретить людей с непростой судьбой, которые, не теряя достоинства, пытаются выживать.