Личная история: глухой актер из Рязани рассказал как ему удалось попасть в кино

Личная история: глухой актер из Рязани рассказал как ему удалось попасть в кино

Рязанец Александр Сидельников снялся в нескольких успешных фильмах на жестовом языке

Рязанец Александр Сидельников совсем ничего не слышит - он абсолютно глухой. Но он не из тех, кто жалуется на жизнь. Скорее наоборот - Саша один из самых жизнерадостных и трудолюбивых людей из всех, кого я знаю. И своим примером он совершенно точно доказывает - в жизни нет ничего невозможного, все ограничения только у нас в голове. 

Об Александре я узнала, когда готовила материал о работе учителей в школе-интернате для глухих и слабослышащих детей: преподаватели с нескрываемой гордостью рассказывали о своем выпускнике - сильном и энергичном парне, который уехал в Москву, где активно снимается в кино. Естественно, я не могла пройти мимо такого интересного персонажа, и познакомилась с ним. Оказалось, что учителя не преувеличивали - Александр действительно очень открытый и общительный молодой человек, а фильм "Племя", в котором он сыграл одну из главных ролей, завоевал российскую кинопремию НИКА. Александр рассказал о своей жизни и о том, как ему удалось попасть кино. Делюсь его историей. 

"Мне комфортно в мире глухих"

У меня глухие родители, - рассказывает Александр, - В то время, когда я рос, мама работала бухгалтером на специальном предприятии для глухих, папа – сборщиком окон ПВХ. Как я учился воспринимать мир? Ничего сложного не было, я сразу принял мир таким, какой он есть. Всегда провожу время в своем сообществе, в мире глухих. И мне комфортно находиться там, потому что общаюсь на языке моём, родном, - на жестовом языке. Мое детство было наполнено впечатлениями, так как увлекался художественной самодеятельностью, с ребятами ездил на творческие фестивали - глухие дети из разных городов состязались между собой. Занимал призовые места.

Александр рассказывает, что у жестового языка своя грамматика и свои правила построения фраз.

Русский язык глухим ребятам даётся нелегко из-за того, что большинство учителей не знает жестовый язык и не использует его на уроках для объяснения материала. Мне повезло, со мной в детстве много и упорно занималась мама. Мне было легко учиться, осваивать учебную программу. 

"В Москве глухим проще, чем в Рязани"

После окончания школы-интерната, Александр поступил во Владимирский государственный университет - там была специальная группа глухих студентов, с переводчиком жестового языка. Он учился там четыре года, жил в общежитии. Потом переехал в Сергиев Посад, к своему дедушке.

Дедушка жил один, и я за ним ухаживал. Параллельно с этим посещал тренинги и на конкурсе «Путь к карьере» в Москве занял третье место. Через некоторое время мне поступило предложение поработать в одной крупной международной компаний, и я перебрался в Москву. Понятно, что в столице у глухих больше возможностей для того, чтобы себя реализовать, найти неплохую работу. Меньше проблем и в столичных поликлиниках  - здесь больше доброжелательных и терпеливых людей. В Рязани с этим было сложнее: периодически в регистратуре отказывались вникать в проблему, отправляли за переводчиком. Поэтому просто старался не болеть, чтобы не видеть таких мрачных сотрудников. 

"В фильме все актеры были исключительно глухими"

Как я попал в кино? Это была удивительная цепочка событий. В интернете появилось объявление о наборе ребят для участия в съёмках украинского фильма «Племя». Я прошел кастинг, но меня поставили в резерв. К счастью, внезапно освободилась одна роль, человек ушёл, и меня утвердили на его место. Мой персонаж по сценарию был жестким и неоднозначным. Признаюсь, тяжело было вживаться в эту роль. Но благодаря усердной работе ассистента по актерам Анфисе Худашовой мне удалось войти в образ, и я начал получать наслаждение от игры. Съёмки длились полгода, все актеры, занятые в фильме «Племя», были исключительно глухими. Все они из Украины, за исключением двух человек: одна актриса из Белоруссии и я - из России. Атмосфера на съемочной площадке была потрясающей, царило полное взаимопонимание.

Кстати, недавно в свет вышел мини-сериал «Петля» глухого режиссера Максима Прошкина, где Александр  снова сыграл одну из главных ролей. Ну а сейчас Александр работает делопроизводителем, среди слышащих сотрудников.

Работа мне очень нравится, люблю работать с документами. Не знаю, откуда во мне такая любовь к бумажным делам. Иногда приглашают на съёмки (ВОГ, музей современного искусства «Гараж»). Планы на будущее… Большие, если можно так сказать. Пока не хочу разглашать детали. 

"Иногда можно понимать по губам, есть люди с «понятными губами»"

И несмотря на общительность, открытость и социальную активность, Александр признается - 90% его окружения - глухие.

Объяснение очень простое - потому что я сам глухой, мне с ними легче общаться на жестовом языке. Трудности в общении со слышащими всегда есть. Но я воспринимаю это как обычное явление, типа как дождь на улице. Не переживаю и не нервничаю. Если нужно, стараюсь установить контакт. В основном, это письменный способ – бумага и ручка. Иногда можно понимать по губам, есть люди с «понятными губами». В некоторых случаях нужен переводчик – например, на лекциях, собраниях, в суде. Слышащие люди, с которыми я сотрудничаю, довольно быстро привыкают ко мне, и проблем у меня с ними становится меньше и меньше.

...

  • 0

Популярное

Последние новости