«29 лет работаю учителем в школе»: по первому уроку определяю судьбу ребенка и его семьи - честно рассказываю уроки жизни
- 22 октября 06:16
- Алена Жилина

Авто Дзен канала Никита Баринов написал на своем информационном ресурсе с позволения усительницы Елена - одной из его подписчиц, рассказ, как она за 29 лет педагогического стажа научилась с первого урока определять проблемы ребенка. Публикация выложена со слов учительницы.
Самое тяжелое — это не проверка тетрадей до ночи и не бумажная волокита. Самое тяжелое — видеть голодных детей. Голод — это не просто пустой желудок. Это взгляд в никуда, это дрожащие руки, это неспособность сосредоточиться на уроке.
Помню мальчика Сашу. Тихий, незаметный, как мышонок. На переменах он всегда крутился возле столовой, провожая глазами булочки, которые несли другие дети. Однажды я заметила, что свой скромный школьный завтрак он съедает за секунды, буквально заглатывая, а потом просто сидел и смотрел на пустую тарелку. В его глазах была такая тоска, что сердце сжималось.
Я подошла и спросила: «Саш, ты что, не наелся?» Он молча потупил взгляд. Я купила ему в буфете булочку и стакан чая. Он ел медленно, с благодарностью, и в тот момент я поняла: для него этот скромный кусок хлеба — возможно, единственная полноценная еда за весь день..
Блеск и нищета
Мой класс — это маленькое зеркало нашего общества. Здесь есть всё: и бедность, и одиночество за дорогими фасадами. Вот сидит Арина. Одета с иголочки, куртка — как из журнала, ранец — последняя модель. Но девочка — как стеклянная. На переменах не играет, сидит в углу с книжкой. Глаза всегда немного грустные. Родители — успешные бизнесмены, водят ее на все кружки, но самих их я видела от силы три раза за год. Они «обеспечивают» ее, но не видят. Ее роскошный рюкзак был полнее моего учительского, но пустее ее детской души вряд ли что-то было.
А вот Ваня. Из многодетной семьи, форма с чужого плеча, учебники — б/у. Но светится изнутри. Всегда поможет, поделится последним, на перемене — душа компании. Его мама, уставшая, но не сломленная женщина, всегда находила минуту спросить: «Как он? Всё ли в порядке?» И эта простая забота значила больше, чем все дорогие вещи.
Школа — это не про уравнения и правила
За 29 лет я поняла главное. Моя задача — не просто вбить в головы таблицу умножения и правила правописания. Моя задача — увидеть. Увидеть этого испуганного «Сашу» и дать ему булочку и уверенность, что он не один. Увидеть «Арину» и лишний раз похвалить ее рисунок, чтобы она почувствовала свою ценность. Научить детей не только решать задачи, но и быть людьми: дружить, прощать, помогать, сочувствовать.
Часто ко мне подходят бывшие ученики, уже взрослые. Они не говорят: «Спасибо, что научили меня делить с остатком». Они говорят: «Спасибо, что вы тогда меня поддержали», «Спасибо за тот бутерброд», «Спасибо, что выслушали».
И в эти моменты я понимаю, что все эти 29 лет были не зря. Школа — это и правда про жизнь. Самую настоящую. И я благодарна судьбе, что могу быть тем взрослым, который иногда, хоть ненадолго, может сделать эту жизнь для кого-то чуть светлее и добрее.