Проблема домашнего насилия на фоне жестокого убийства рязанской журналистки
- 23 января 2021
- 16+
- Служба Новостей
Главный редактор рязанского интернет-портала убита мужем, с которым готовилась развестись
Громкое убийство рязанской журналистки Жанны Шепляковой, которое произошло вечером 15 января, потрясло всю Рязань. Молодую, красивую женщину, мать двоих детей зарезал собственный муж. 10 ударов охотничьим ножом. Два мальчика остались без матери…
Мужа Жанны Шепляковой поместили под стражу на два месяца. Идет расследование уголовного дела. Дети пока находятся у родственников.
После зверского убийства родные и друзья Жанны заговорили о проблемах в семье. Как говорят в кругу общения Жанны, семья имела крупные проблемы – супруг часто устраивал сцены ревности, закатывал скандалы, угрожал. И девушка этого не выдержала – подала на развод. Супруги разъехались, оставалось только дождаться окончания бракоразводного процесса…
А сколько еще человек могут потенциально стать жертвами домашнего агрессора? Сколько женщин прямо сейчас терпят побои, унижения, выслушивают угрозы? История Жанны Шепляковой показывает – проблема домашнего насилия никуда не исчезла с изменениями в законодательстве.
Татьяна Егоркина – заведующая отделением социальной помощи семье и детям в центре «Семья». Она один из немногих в Рязани экспертов по ситуациям, связанным с семейным насилием и его последствиями.
– Большая часть женщин обращается к нам по телефону. Очень редко приходят самостоятельно: влияет воспитание, страх, стыд, мнение окружающих – мол, сама виновата, что тебя бьют. Боятся, что их найдут, осудят. Да и когда звонят, предпочитают говорить о себе в третьем лице, будто просят совета для подруги. Но расхожее мнение, мол, «виновата сама» – оно ошибочное!
По словам Татьяны Егоркиной, женщин, страдающих от домашнего насилия, объединяет несколько факторов: материальная зависимость от супруга, низкая самооценка, отсутствие работы, страх перед будущим.
– Очень часто встречается позиция: «Буду терпеть ради детей». Мы этого не понимаем. Дети в такой семье в будущем будут повторять путь родителей, будут вступать в такие же проблемные отношения. Самое печальное, что многие женщины обращаются к нам не из-за того, что их бьют – они просят помощи только тогда, когда агрессор начинает бить и ребенка, – сокрушается Татьяна.
Специалист рисует примерный портрет домашнего агрессора: закомплексованный человек, который самоутверждается на зависящих от него людях: меня боятся, я герой!
– Их жертвы постоянно живут в страхе: какой он придет с работы, в каком настроении будет, понравится ли ему суп. Но такие люди найдут повод, чтобы придраться, чтобы наказать, отвести душу. Причиной будет любая мелочь. Они уничтожают самооценку жертвы, твердят: «Кому ты такая будешь нужна».
- Чаще всего проблемные семьи предстают перед людьми счастливыми, крепкими. Агрессора по его поведению на людях не выявить – он кажется добродушным, очень приветливым, -
Татьяна Егоркина, заведующая отделением социальной помощи семье и детям в центре «Семья»
Татьяна и ее сотрудники искренне пытаются помочь жертвам домашнего насилия, вытащить их из того ужаса, в котором они живут каждый день. И когда после всех усилий человек снова возвращается к агрессору, работники чувствуют эмоциональное выгорание.
– Женщины пишут заявления в полицию – и часто забирают заявления обратно. По их словам, полицейские нередко оставляют такие ситуации без внимания – мол, семейная разборка, скоро сама прибежит мужа вызволять... Даже если полицию вызывают соседи, когда слышат крики и слезы, наряд может приехать не сразу...
К сожалению, Татьяна может вспомнить очень мало историй из своей практики, когда женщины находили в себе силы уйти от агрессора и жить без страха. Насильник умоляет женщину вернуться, обещает, что все будет хорошо, и на этом этапе жертвы ломаются и возвращаются обратно в атмосферу постоянного ужаса и риска для жизни и здоровья…
Важно:
– Если пострадавший чувствует реальную угрозу, если он считает, что угрозы убийством могут воплотить в жизнь, он должен обратиться в полицию. Сотрудник полиции не имеет права отказаться принимать сигнал. В противном случае в его отношении инициируют проверку, – пресс-служба регионального УМВД.