Когда дыры в тротуарах - это хорошо: авторская колонка о потопах в Рязани
- 23 июня 2021
- 12+
- Служба Новостей
Стоит ли искать миллионы на реконструкцию ливневок, или есть вариант подешевле?
Недавно тему ливневок обсуждали на заседании Гордумы, где мэр Елена Сорокина заявила, что на их реконструкцию требуются большие деньги. А еще предложила посмотреть, как обстоят дела с ливнями в других городах - мол, проблема везде одинаковая. Параллельно с этим мэр напомнила, что вместо ливневок, вообще-то, можно было бы использовать зеленые насаждения - ливневые горшки, биопруды, дождевые сады.
Похожую мысль высказал депутат Денис Сидоров. Читайте в его авторской колонке, зачем нужно "прореживать асфальт".
- Последние ливни вывели региональную новостную повестку в федеральный топ: кадры с затопленным магазином и плавающими автомобилями в Кальном набрали миллионные просмотры, что подлило не воды, а масла в огонь осуждения градостроительной политики.
Обсуждение проблемы крутится вокруг ливнёвок, однако решение лежит не только в этой плоскости.
Согласно статистике, сегодня в Рязани только 14% улично-дорожной сети оборудовано ливневой канализацией. Чтобы обеспечить ливнёвкой весь областной центр, необходимо 18-19 миллиардов рублей. Для сравнения – плановые расходы Рязани в 2020 году составили 10 миллиардов.
Надо учитывать и то, что имеющаяся в Рязани ливневая канализация строилась во второй половине прошлого века. Проектные мощности были рассчитаны на нагрузки города 60-70-х годов, которые теперь выросли в 3-4 раза. И как эти трубы не прочищай, после каждого сильного дождя Рязань поплывёт. Однако дело не только в трубах.За последние годы климат изменился, в том числе, из-за экологии. Тропические ливни в Центральной Россиии уже не удивляют. Дожди стали затяжными и залповыми. На то, что за несколько часов может вылиться месячная норма осадков, не рассчитаны даже современные системы водоотведения. Сохранение и восстановление лесов – один из очевидных вариантов поддержания существующего баланса.
Ранее система водоотведения состояла не только из труб. Дожди и паводки впитывались в землю. Зелёные газоны, грунтовые тропинки, дворы и скверы, естественные ручьи и низинки – всё это было одной глобальной ливневой канализацией. Сейчас в Рязани застроили всё, что можно и нельзя, а территории вокруг заасфальтировали. Итог – воде просто некуда впитываться.
В Советские времена никому бы и в голову не пришло застраивать русло ручья в Кальном. Сегодня же целое поле превратилось в царство асфальта. При местном ландшафте вода так и будет стекать к новостройкам в низине и будущей школе. Такой пример характерен для всего города. Закатав Рязань в асфальт и застроив многоэтажками, мы сами целенаправленно уничтожили естественные способы водоотведения.Люди радуются, когда в рамках местных инициатив дворы асфальтируют под парковки. Только часто при этом не оставляют зелёных зон. Потом жильцы удивляются, что в подвалах вода.
Чтобы помочь городу, нужно сажать больше деревьев с густыми кронами, которые по листве, ветвям и стволу будут уводить воду в землю. В 70-х годах прошлого столетия Рязань была одним из самых зелёных городов в Советском Союзе. Сегодня естественная ливнëвка всё чаще идëт под топор.
Очевидно, что ливнëвки везде построить и модернизировать не получится или получится за очень дорого. Надо возвращаться к природе.Все новые территории – тротуары и парковки должны выкладываться экоплиткой. Да, это не дёшево, но регулярная ликвидация последствий большой воды обойдётся значительно дороже. Асфальт надо прореживать в прямом смысле. Это, как минимум, относится к тем же пешеходным и парковочным зонам. Этот подход необходимо закрепить нормативными актами, внести в обязательные требования, предъявляемые к городским объектам.
Есть и другие решения. В Японии, например, водосточные трубы выводят сразу в канализацию.
Однако пока чиновникам удобнее не искать способы решения проблемы, а жаловаться, что ливнёвки построить негде и не на что. Откачивать воду и осваивать многомиллионные бюджеты на ямочный ремонт, наверное, легче.
Эти предложения депутат собирается направить мэрии.